Бумага — самый доступный и демократичный материал, с которым художники находили возможность работать, даже находясь даже в тяжелых жизненных ситуациях. На протяжении большей части прошлого столетия бумага служила важнейшим средством коммуникации: письма, афиши, плакаты, открытки, — все это бумага. Выставка, прежде всего, рассказывает о личных взаимоотношениях мастеров с этим материалом, о том какие метаморфозы происходят на простом листе в процессе творчества, о многообразии техник и возможностей, которые дает бумага, и одновременно о большем.
В экспозицию вошло более 200 работ, охватывающих широкую хронологию, от 1920–1930-х годов до сегодняшних дней, они отражают эпоху их создания. Это отражение — не иллюстрация времени, а сложное, иногда конфликтное проживание в нем мастеров, оставшихся верными своим творческим устремлениям, несмотря на все вызовы и соблазны эпохи.
Людмила Денисова, руководитель художественного отдела музея «Новый Иерусалим», куратор выставкиВыставка «XX век. Отражение на бумаге» о многом: о бумаге, как самом распространенном и демократичном материале, о судьбах отдельных авторов, чьи работы, помещенные в одно экспозиционное пространство, создают картину эпохи. Эта картина — не парадное полотно, она написана с точки зрения отдельного человека, и она о человеке, оказавшемся в непростом, порой конфликтном времени. И еще о поиске и достижении гармонии мастерами, несмотря на все драматические коллизии. Для музея эта выставка, созданная в год его 100-летия, своего рода подведение итога комплектования одной из коллекций и возможность представить зрителю многие работы впервые.
На выставке можно увидеть уникальные, редко выставляемые миниатюры М. Соколова, которые он делал, находясь в лагере на станции Тайга, и большой акварельный портрет летчика, впоследствии трижды героя Советского Союза А. Покрышкина, выполненный Федором Платовым в 1942 году. В походах, на привалах умудрялся рисовать во время Великой Отечественной войны и Б. Чернышев, а бумага для него оставалась основным материалом на протяжении всей его жизни, и его работы сложно назвать графикой — это, скорее, живопись на бумаге. Выставка не следует строгому хронологическому принципу, а демонстрируют близость, а иногда и контрасты в работах художников. Произведения Е. Левиной-Розенгольц и Р. Рабинович, помещенные в одном ряду с работами их учителя Р. Фалька, при всех различиях, выявляют общую живописную школу, тогда как монотипии М. Раубе-Горчилиной, получившей уроки владения этой техникой у Р. Барто, по своей мощи, скорее контрастируют с изысканными работами педагога. Если для Олега Кудряшова, Вячеслава Павлова или Кирилла Соколова бумага — основной материал, то такие мастера, как Андрей Гросицкий или Анатолий Слепышев известны больше как живописцы. Работая в графике в той же излюбленной ими тематике, они в своих черно-белых рисунках достигают большей ясности и остроты выражения. Многие из перечисленных и другие мастера, чьи работы представлены на выставке, например, Илларион Голицын, Анатолий Зверев, Андрей Красулин, Игорь Купряшин, Лев Снегирев и Дмитрий Терехов принадлежат к поколению шестидесятников, и экспозиция даже единичными произведениями показывает многообразие их творческих поисков и путей, не сводимых к принятым понятиям: соцреализм — нонконформизм или постмодернизм. Выставка представляет разные миры, разные судьбы, разные художественные школы. Она о том, как через индивидуальное и личное, а не через «этапы большого пути» отражается прошедшее столетие в работах мастеров.
Выставка продлилась до 8 ноября 2020 года.