ВИРТУАЛЬНЫЙ ТУР ПО ВЫСТАВКЕ «ВОЗВРАЩЕНИЕ В УСАДЬБУ»
В 1920-х — 1930-х годах Новый Иерусалим стал спасительным местом для национализированных художественных ценностей гибнущих усадеб севера, северо-запада и других направлений Московской области. Несмотря на разрушительные военные годы, внушительную часть этого собрания удалось сохранить. В результате работы нескольких поколений музейщиков, «Новый Иерусалим» обладает крупнейшей и самой разнообразной коллекцией артефактов из подмосковных усадеб, выступая, по сути, хранителем усадебного прошлого региона. Задача проекта — обратиться к культурному наследию усадеб как к феномену, не утраченному благодаря музеям, приоткрыть завесу над событиями послереволюционных лет и отдать должное людям, это наследие сохранившим.
Выставка «Возвращение в усадьбу» объединяет экспонаты из усадеб «Ильинское» семьи Романовых, «Никольское-Урюпино» князей Голицыных, «Покровское» Шереметевых, «Введенское» князей Лопухиных и других. Многие вещи никогда ранее не представлялись вниманию публики. Организаторы предлагают посетителям подумать об уцелевшем и разрушенном, о развитии и изучении усадебного наследия, о роли музеев в сохранении усадебных территорий и о том, что еще не поздно спасти.
Погрузиться в тему гостям выставки поможет нестандартный подход к экспонированию: от входа до выхода посетителей ждет не показ отдельных предметов, а целостный рассказ-путешествие в эпоху и взгляд на усадьбу как на единый комплекс места, быта и особой атмосферы.
Ксения Новохатько, куратор проектаИстория разворачивается перед посетителем в обратном порядке: из сегодняшнего дня ему предстоит переместиться во вчера и позавчера, чтобы затем снова вернуться в сегодня и заглянуть в будущее. На выставке встречаются люди и события разных времен: помещики, императоры, князья и графы — создатели и обитатели усадебного мира, и музейщики, историки, краеведы, благодаря которым этот мир удалось запечатлеть, а его наследие сохранить в неспокойные послереволюционные годы.
Тематически экспозиция поделена на несколько частей. Первая часть, инсталляция «Призрачный сад» выстроена на единственном экспонате символе, здесь развернется масштабная карта подмосковных усадеб 1928 года и пойдет разговор о современном немузейном использовании сохранившихся ансамблей. Вторая часть «FUIMUS/Мы были (с лат.)» повествует о тех, кто обустраивал усадьбы в XVIII–XIX вв. и кто спасал их наследие после революции, и позволяет проследить путь ряда мемориальных усадебных предметов от исходных владельцев к новому дому в Музее «Новый Иерусалим». Отдельные предметные истории разворачиваются вокруг нескольких утраченных подмосковных усадеб и семей, их населявших. Этот раздел дополняет проекция с включением уникальных кадров усадебного бытования 1920-1930-х классика русского пикториализма Юрия Еремина.
Третий раздел — «Коллекции» или «Золотой век русской усадьбы». Здесь торжествует предмет: мебель, живопись, декоративно-прикладное искусство, медали, оружие — отражающий вкус времени и владельца. Анфиладная планировка позволяет слой за слоем раскрывать многообразие усадебной эстетики. Завершает историю раздел «Территория», где на материале комплексных реставрационных проектов можно говорить о сложносочиненной структуре усадьбы и о возможностях развития территории через восстановление того, что еще может быть восстановлено.
В своем новом выставочном проекте музей обращается и к теме развития туристического потенциала усадеб. Стремление в усадьбу и близость доступа к ним — значительный ресурс развития территорий вокруг Москвы сегодня, четко сформированный запрос. Усадебные земли имеют отпечаток многовековой памяти и внутренней логики развития, и сама метафизика места является сильнейшим источником притяжения. На сегодняшний день в Московской области расположены порядка 320 усадеб разной степени сохранности, которые еще могут получить воплощение в новом статусе и выступить ресурсом для развития территории Московской области — статусного, научного, туристического, предпринимательского.
Наталья Виртуозова, вице-губернатор Московской областиВ Подмосковье усадьбы или места их прежнего расположения окружают нас повсюду, чудесные планировки парков пронизывают новые районы. Вы думаете, что едете по шоссе, а на самом деле движетесь по главной аллее старого парка. Музей «Новый Иерусалим», наша ведущая музейная площадка, и его активная команда создали очередной грандиозный выставочный проект, он приглашает вернуться в усадьбу, а по сути, обратиться к усадьбе и задуматься о связи времен, почувствовать энергетику этих мест, подумать о том, какие были вложены в них силы, вкус и любовь. Но главное — не просто окунуться в прошлое, а подумать о будущем.
Выставка «Возвращение в усадьбу» представляет целый спектр художественных сокровищ подмосковных усадеб. В живописную часть экспозиции вошли полотна западноевропейских мастеров XVI–XIX вв., фламандских и итальянских живописцев, работы малых голландцев, гравюры Пиранези и Франческо Бартолоцци, графика Александра Молинари и Евгения Лансере. Столь же обширно представлены портреты представителей знаменитейших родов России — прославленных полководцев, государственных деятелей и членов их семей.
Масштабную часть выставки составляют коллекции фарфора и стекла: фарфоровые изделия Мейсенской фарфоровой, Берлинской королевской, Венской королевской мануфактур, редкие образцы фарфора Франкенталь, предметы производства Императорского стеклянного завода, образцы Гжельской керамики и русского стекла XVIII века, а также китайский фарфор XVII века.
Кроме этого, посетители увидят коллекцию европейского оружия XVI–XVIII века, собранную князем С.М. Голицыным, произведения уральских и архангельских мастеров XVII–XVIII вв. и многое другое. Как символ текущего времени на выставке ритмично расставлены часы работы мастеров Англии, Франции, России.
В числе настоящих жемчужин выставки барельефы работы Жака-Доминика Рашетта из усадьбы Ярополец (Чернышевых), запечатлевшие Екатерину Вторую в образе Александра Великого и графиню Екатерину Ивановну Чернышеву, парковые скульптуры из Ильинского, предметы из «Андреевского сервиза», созданного на помолвку будущей императрицы Екатерины II, портрет легендарной княгини Натальи Петровны Голицыной, ставшей прототипом героини «Пиковой дамы» Пушкина, и медальон с изображением ее супруга и локоном ее волос на обороте, поражающие ювелирным исполнением часы мастера Жиля Лэне и мастерской Л.-Ж. Лагесса со скульптурами П.-Ф. Томира и другие уникальные вещи.
Один из залов выставки посвящен большой работе по реставрации усадебных комплексов, которая развернулась в Московской области в последние годы, в том числе и в рамках губернаторской программы. Проекты восстановления дворцов, построенных Казаковым и Старовым, которые подготовили архитекторы нескольких организаций, дают надежду и уверенность, что мы увидим эти шедевры в их прежнем виде.
Елена Харламова, министр культуры Московской областиНовая выставка музея «Новый Иерусалим» предлагает нам через живопись, графику, декоративно-прикладное искусство, архивные материалы и артефакты из собственной коллекции рассказать об истории подмосковных усадеб, об их владельцах и о музейных сотрудниках, которые сохранили это уникальное наследие. «Возвращение в усадьбу» — это пример преемственности культурной политики Московской области. Усадебная культура постоянно в поле зрения историков, краеведов и музейного сообщества региона. Уверена, что новая выставка принесет нам новые открытия в истории и культуре Московской области.
Выставка «Возвращение в усадьбу» продлилась до 3 октября 2021 года и сопровождалась обширной дополнительной культурной и образовательной программой.