Выставка гравюр Марины Лазаревой «Бегут, бегут листы раскрытой книги...» | Музей Новый Иерусалим
Выставка гравюр Марины Лазаревой «Бегут, бегут листы раскрытой книги...»
Выставка гравюр Марины Лазаревой «Бегут, бегут листы раскрытой книги…» посвящена 150-летию со дня рождения одного из последних классиков русской литературы, лауреата Нобелевской премии Ивана Алексеевича Бунина (1870–1953).

Уважаемые посетители! По техническим причинам выставка «Бегут, бегут листы раскрытой книги…» будет закрыта 13 и 14 октября. Выставка будет снова доступна для посещения с 15 октября 11:00. Приносим извинения за доставленные неудобства!

Иван Бунин вошел в русскую литературу своей музыкой прозаического письма, став классиком. В стихах — естественность и гибкость разговорной речи явно выделяла его среди символистов всех мастей. В 1901 году вышел в свет сборник стихотворений «Листопад». После этой публикации Александр Блок признавал за Буниным право на «одно из главных мест» среди современных русских поэтов. Куприн писал о «редкой художественной тонкости» в передаче настроения. Чехов предсказывал, что из Бунина выйдет большой писатель…

график Марина Лазарева

В начале 1980-х годов мне подарили книгу избранных произведений И. А. Бунина. Со временем, как-то незаметно, эта книга стала настольной. Зачитывалась. И поэзия, и проза Бунина явились мне тогда настоящим откровением, глубоко затронув дремавшие струны души. Современники Бунина, как я узнала позже, называли его живописцем слова, встречалось даже сравнение с Левитаном… Творчество Бунина для меня бесценно, оно подобно музыке, которая звучит негромко, но возвращает сердцу что-то забытое, сокровенное и очень важное

Выставка «Бегут, бегут листы раскрытой книги…» состоит из двух разделов. Первая ее часть — «Крымский альбом. Возвращение» и рисунки, предваряющие этот проект.

Творческие поездки Марины Лазаревой в Крым начались с 2002 года. На основе одного из рисунков она сделала гравюру «Гурзуф. Бухта Чехова». Тогда у художника и возник замысел создать Крымский альбом, как серию гравюр. Ее душа неосознанно просила соединить крымские рисунки в один альбом с поэзией Бунина, который мечтал о Крыме еще в юности и, побывав там, написал немало стихотворений, воспевающих дивную красоту русского юга. Решающим фактом, побудившим Марину Лазареву приступить к работе, стало возвращение Крыма в Россию. Событие 2014 года ее, как и многих соотечественников, наполнило радостью и новой силой, оно не только воодушевило, но и побудило художника отложить все текущие дела и планы.

Крымские рисунки, пролежавшие в папке более десяти лет, помогли осуществить эту идею: соединить в одном пространстве листа высокий поэтический слог с гравюрой, не прибегая к средствам полиграфии.

Некоторые лирические впечатления Ивана Бунина совпали с натурными рисунками разных лет, и это было настоящим подарком для художника, к другим гравюрам потребовалась дополнительная графическая и композиционная работа. «В этой сложной работе я многим обязана взыскательному поэту, чьё творчество было одним из самых сильных увлечений моей молодости», — отмечает Марина.

Над цельногравированным альбомом Лазарева работала около четырех лет. Четыре года вдохновенной работы. Стихи подпитывали все время, подкрепляли идею и давали ей силы, чтобы завершить альбом. Надо понимать, что резцовая гравюра — это очень трудоемкая техника. Без того, чтобы постоянно приучать руку к резцу, к линии, ничего не выйдет. В день у нее получалось гравировать не больше двух строчек. Она решила сразу, что стихотворения сокращать не будет, потому что с огромным уважением относится к слову Ивана Бунина. Все стихи для альбома вырезаны Мариной Лазаревой штихелем на отдельных медных пластинах, и размер доски стихотворения повторяет размер пейзажного изображения. Своими гравюрами, выполненными в технике меццо-тинто, она как бы аккомпанирует стихам Бунина.

Марина Лазарева — одна из 12 признанных российских мастеров, работающих в технике меццо-тинто. Меццо-тинто, «чёрная манера» — вид углубленной гравюры на металле. Основным принципиальным отличием от других способов гравюры является то, что изображение здесь полностью создается движением от чёрного к белому. По выражению Д. Дидро, «при гравировании по-черному сначала царит глубокий мрак. В процессе работы в этом мраке зарождается свет».

Другая часть выставки — это цветы, уголки русской природы и лирический пейзаж. Все это созвучно поэзии Бунина, с которой гравер давно сроднилась. Посетители выставки «Бегут, бегут листы раскрытой книги…» смогут прочувствовать эмоции и оценить технику необычного искусства Марины Лазаревой.

Хочется подчеркнуть, что в этой экспозиции, кроме рисунков, представлены редкие в наше время техники печатной графики: меццо-тинто, сухая игла и резцовая гравюра на меди.