Уважаемые посетители! По техническим причинам выставка «Бегут, бегут листы раскрытой книги…» будет закрыта 13 и 14 октября. Выставка будет снова доступна для посещения с 15 октября 11:00. Приносим извинения за доставленные неудобства!
Иван Бунин вошел в русскую литературу своей музыкой прозаического письма, став классиком. В стихах — естественность и гибкость разговорной речи явно выделяла его среди символистов всех мастей. В 1901 году вышел в свет сборник стихотворений «Листопад». После этой публикации Александр Блок признавал за Буниным право на «одно из главных мест» среди современных русских поэтов. Куприн писал о «редкой художественной тонкости» в передаче настроения. Чехов предсказывал, что из Бунина выйдет большой писатель…
график Марина ЛазареваВ начале 1980-х годов мне подарили книгу избранных произведений И. А. Бунина. Со временем, как-то незаметно, эта книга стала настольной. Зачитывалась. И поэзия, и проза Бунина явились мне тогда настоящим откровением, глубоко затронув дремавшие струны души. Современники Бунина, как я узнала позже, называли его живописцем слова, встречалось даже сравнение с Левитаном… Творчество Бунина для меня бесценно, оно подобно музыке, которая звучит негромко, но возвращает сердцу что-то забытое, сокровенное и очень важное
Выставка «Бегут, бегут листы раскрытой книги…» состоит из двух разделов. Первая ее часть — «Крымский альбом. Возвращение» и рисунки, предваряющие этот проект.
Творческие поездки Марины Лазаревой в Крым начались с 2002 года. На основе одного из рисунков она сделала гравюру «Гурзуф. Бухта Чехова». Тогда у художника и возник замысел создать Крымский альбом, как серию гравюр. Ее душа неосознанно просила соединить крымские рисунки в один альбом с поэзией Бунина, который мечтал о Крыме еще в юности и, побывав там, написал немало стихотворений, воспевающих дивную красоту русского юга. Решающим фактом, побудившим Марину Лазареву приступить к работе, стало возвращение Крыма в Россию. Событие 2014 года ее, как и многих соотечественников, наполнило радостью и новой силой, оно не только воодушевило, но и побудило художника отложить все текущие дела и планы.
Крымские рисунки, пролежавшие в папке более десяти лет, помогли осуществить эту идею: соединить в одном пространстве листа высокий поэтический слог с гравюрой, не прибегая к средствам полиграфии.
Некоторые лирические впечатления Ивана Бунина совпали с натурными рисунками разных лет, и это было настоящим подарком для художника, к другим гравюрам потребовалась дополнительная графическая и композиционная работа. «В этой сложной работе я многим обязана взыскательному поэту, чьё творчество было одним из самых сильных увлечений моей молодости», — отмечает Марина.
Над цельногравированным альбомом Лазарева работала около четырех лет. Четыре года вдохновенной работы. Стихи подпитывали все время, подкрепляли идею и давали ей силы, чтобы завершить альбом. Надо понимать, что резцовая гравюра — это очень трудоемкая техника. Без того, чтобы постоянно приучать руку к резцу, к линии, ничего не выйдет. В день у нее получалось гравировать не больше двух строчек. Она решила сразу, что стихотворения сокращать не будет, потому что с огромным уважением относится к слову Ивана Бунина. Все стихи для альбома вырезаны Мариной Лазаревой штихелем на отдельных медных пластинах, и размер доски стихотворения повторяет размер пейзажного изображения. Своими гравюрами, выполненными в технике меццо-тинто, она как бы аккомпанирует стихам Бунина.
Марина Лазарева — одна из 12 признанных российских мастеров, работающих в технике меццо-тинто. Меццо-тинто, «чёрная манера» — вид углубленной гравюры на металле. Основным принципиальным отличием от других способов гравюры является то, что изображение здесь полностью создается движением от чёрного к белому. По выражению Д. Дидро, «при гравировании по-черному сначала царит глубокий мрак. В процессе работы в этом мраке зарождается свет».
Другая часть выставки — это цветы, уголки русской природы и лирический пейзаж. Все это созвучно поэзии Бунина, с которой гравер давно сроднилась. Посетители выставки «Бегут, бегут листы раскрытой книги…» смогут прочувствовать эмоции и оценить технику необычного искусства Марины Лазаревой.
Хочется подчеркнуть, что в этой экспозиции, кроме рисунков, представлены редкие в наше время техники печатной графики: меццо-тинто, сухая игла и резцовая гравюра на меди.