Совсем недавно работы Константина Горбатова вернулись с выставки, проходящей во Владимире, до этого их представляли в Нижнем Новгороде, и вот они снова готовы радовать жителей и гостей Подмосковья.
Выставка в музее «Новый Иерусалим», которая проходила с 16 декабря по 14 января, представила работы, написанные мастером в разных странах мира, и рассказала о ярчайшем периоде творчества художника первой половины XX века. Почему в своих полотнах Горбатов так часто изображал Венецию, а у берегов Капри обрел идеальную эстетическую среду, и как, будучи в Берлине, мастеру удалось написать свои лучшие картины о России, в которых реальность совмещалась с грезой? Обо всем этом выставочный проект «Путь цвета».
Особенностью выставки стало то, что впервые за несколько лет посетителям представлены графика с зарисовками видов Лондона и Палестины, поразившей художника. В связи с особенностями хранения, эти работы нельзя экспонировать часто и продолжительное время, поэтому у посетителей был, по сути, уникальный шанс.
Людмила Денисова, руководитель художественного отдела музея «Новый Иерусалим», куратор выставкиВыставка «Путь цвета» — это своеобразный подарок многочисленным почитателям Константина Горбатова. По натуре и по судьбе странник, художник чутко реагировал на природу, считая ее главным учителем, черпая в ней вдохновение и краски. „Певец русской старины“ и одновременно мастер, умеющий передать на полотне жар итальянского солнца, мастер убеждает зрителя в достоверности своих впечатлений.
Жизнь Константина Горбатова была полна странствий, они дарили ему новые впечатления, давали возможность находить прекрасное в реальном природном мире. Экспозиция поделена на несколько тематических разделов, которые посвящены странам, где работал и жил художник. Одним из ярчайших периодов его творчества является итальянский. Виды Капри, Венеции, Амальфитанского побережья хорошо отражают представление Горбатова об искусстве как о празднике и одновременно дают почувствовать, как он чутко реагировал на природу.
Первый раз Константин Иванович побывал в Италии в качестве пенсионера Академии художеств в 1912 году и тогда же по приглашению М. Горького посетил Капри. Как минимум с 1925 года по 1927 год он жил, судя по всему, почти постоянно на острове, впитывая и передавая его яркое великолепие. Точность в изображении соединялась у него с обобщенностью, реальность с идеальностью и особой энергией цвета. Помимо Капри, не могла ни привлечь художника своей красотой Венеция. О любви к ней он говорил в записках об искусстве и эту любовь он сумел передать на полотнах, продолжая писать Венецию, даже находясь вдали от нее.
Но именно живые впечатления были важны для художника. И за ними, за новыми впечатлениями, он в 1934 году поехал по морю «мимо берегов Греции и многих островов греческого архипелага» к Святой земле. Карандашные зарисовки, сделанные во время поездки, дополняли ему дневники, отличаясь точностью изображения, а живопись этого периода показывает, что в Палестине он открыл для себя новые формы и краски.
Маршруты поездок Горбатова были разные. Вернувшись из Палестины, он едет в Лондон, много рисует там. Но, видимо, европейские города меньше увлекали художника, он редко изображал их на своих полотнах. Переехав на постоянное место жительства в Берлин, художник писал в основном пригороды, обращался к жанру натюрморта. И вечной темой его оставалась Россия с ее старыми городами, церквями, зимами.
Оставив родину в 1922 году и увезя с собой небольшие картинки с видами Новгорода, Пскова, Углича, он мысленно возвращался к любимым местам, создавая произведения, в которых реальность совмещалась с грёзой.
Одна из лучших картин художника — «Ростов Великий. На озере» написана им в Берлине в 1943 году. Расположенный у линии горизонта, на узкой полоске земли между водой и небесами, город несет вполне узнаваемые черты, и в то же время это собирательный образ. Он напоминает о святом граде Китеже, легенда о котором на протяжении всей жизни волновала художника. Эта работа становится яркой смысловой точкой экспозиции, которая среди заснеженной зимы наверняка подарит множество ярких красок, буйство цвета и впечатлений всем, кто ее увидит.
Выставка продлилась до 14 января 2024 года.