«ИГРА В ПРОСТРАНСТВО». Искусство XX–XXI веков из собрания музея «Новый Иерусалим» | Музей Новый Иерусалим
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Государственный историко-художественный музей
      • Режим работы
        • ВТ 10:00 - 19:00
        • СР 10:00 - 19:00
        • ЧТ 10:00 - 20:00
        • ПТ 10:00 - 20:00
        • СБ 10:00 - 20:00
        • ВС 10:00 - 19:00
        • ПН Выходной
  • Ru En
«ИГРА В ПРОСТРАНСТВО». Искусство XX–XXI веков из собрания музея «Новый Иерусалим»
21 июля 2023 года в музее «Новый Иерусалим» открылся выставочный проект «Игра в пространство» (0+), который отражает тему работы художника с пространством и представляет широкий спектр знаковых имен мастеров XX–XXI веков: Давида Бурлюка, Филиппа Малявина, Александра Осмеркина, Петра Кончаловского и других авторов. Всего в экспозицию вошло более 80 работ из коллекции музея «Новый Иерусалим». 16 марта выставка работает до 17:30. С 17:30 выставка открыта только для гостей Музыкально-поэтической дуэли «Есенин — Маяковский» к закрытию экспозиции.

Выставка «Игра в пространство», созданная на основе музейного собрания, знакомит посетителей с коллекцией искусства XX–XXI века, демонстрируя произведения мастеров, разных по времени и творческими устремлениями, но объединенные одной задачей: построения на плоскости холста художественного пространства. Эта задача, по словам Владимира Фаворского — «вечная тема искусства. Решение ее определяет мировосприятие художника и мировоззрение эпохи». В такую сложную тему создатели выставки постарались внести своеобразную игру, сталкивая между собой разные по хронологии и по пространственному решению картины.

Тема выставки кажется актуальной как для XX века, так и для сегодняшних дней, когда человек оказывается перед необходимостью осознания себя в новом пространстве и времени. В искусстве новейшего времени отыскать некий единый принцип пространственного мышления невозможно, как невозможно прийти к единому миропониманию. И работы таких художников, как Давид Бурлюк, Филипп Малявин, Александр Осмеркин, Петр Кончаловский, Морис Вламинк, Анри Мартэн, Мария Ломакина, Владимир Вейсберг, Андрей Гросицкий, Валерий и Александр Волков и многих других авторов, дают возможность это почувствовать.

Многие произведения открыты широкому кругу зрителей впервые, среди них: автопортрет Анри Мартэна, написанный в начале прошлого столетия, пейзаж «В лесу» Мориса Вламинка, «Букет цветов в синем кувшине» середины 1940-х годов, авторства Давида Бурлюка, индустриальные пейзажи «Мурманск. Туломстрой. Вид с моста» (1936) Петра Кончаловского и «Новая улица. Строительство в Ереване» (1930 — 1931) Павла Кузнецова.

Новые поступления в коллекцию музея так же представили публике — это работы Андрея Васнецова, Леонида Зусмана, Александра и Анны Мессерер.

85 работ, представленных в экспозиции, отличающихся по своим стилевым, композиционным, жанровым и семантическим особенностям по-разному отражают заданную тематику, открывая новые, на первый взгляд, неочевидные смыслы.

Выставка строится не по хронологическому, а скорей по тематическому принципу, демонстрируя какое содержание может заключать в себе один и тот же жанр в зависимости от пространственного построения картины.

Людмила Денисова, руководитель художественного отдела музея «Новый Иерусалим», куратор выставки

Человек в мире, его ощущение в нем, уход в камерное пространство или наоборот растворение в безграничном космосе, осознание себя почти центром творения или песчинкой среди множества, — все эти грани так или иначе передаются в работах мастеров, представленных на выставке. Выработанные веками способы построения картины с использованием прямой, обратной, сферической, цветовой, световоздушной перспективы применимы мастерами прошлого и нынешнего столетия и дают им возможность отразить свое собственное миропонимание, а иногда и мироощущение целой эпохи.

Экспозиция площадью около 800 кв. м. состоит из трех основных разделов: «В пространстве пейзажа», «Человек в пространстве», «Пространство и время». Подразделы выставки позволили посетителю погрузиться в тему работы художника с пространством и увидеть, как работают различные подходы, например, иллюзия реального, пространство цвета и света, фрагментарность, выход из личного пространства, мир как становление, метафизическое пространство и др.

Каждый из разделов для удобства зрителя сопровождался аннотацией, раскрывающей принцип подбора произведений, а большинство работ снабжены расширенными этикетками, повествующими о стилевых и композиционных приемах, используемых авторами. Это позволило посетителю самостоятельно изучить выставку не только визуально, но и контекстуально.

Архитектура выставочного пространства и камерность экспозиционных залов создали особую медитативную атмосферу, позволяющую совершить путешествие по лабиринтам пространства и времени и включиться в игру узнавания способов создания художниками своих картин.

Выставка продлилась до 17 марта 2024 года.