ЭПОХА ДЮРЕРА. НЕМЕЦКАЯ ГРАФИКА И ЖИВОПИСЬ КОНЦА XV – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVI ВЕКА | Музей Новый Иерусалим
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Государственный историко-художественный музей
      • Режим работы
        • ВТ 10:00 - 19:00
        • СР 10:00 - 19:00
        • ЧТ 10:00 - 20:00
        • ПТ 10:00 - 20:00
        • СБ 10:00 - 20:00
        • ВС 10:00 - 19:00
        • ПН Выходной
  • Ru En
ЭПОХА ДЮРЕРА. НЕМЕЦКАЯ ГРАФИКА И ЖИВОПИСЬ КОНЦА XV – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVI ВЕКА

C 19 мая – 19 августа 2018.

Музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим» совместно с Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляют выставку работ Альбрехта Дюрера, его предшественников и современников «Эпоха Дюрера. Немецкая графика и живопись конца XV – первой половины XVI века». В экспозицию войдут графические работы великого мастера – шедевры гравировального искусства, а также живописные произведения немецких мастеров из собрания ГМИИ и частных коллекций.

Графический раздел выставки составляют 100 работ из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Центральное место занимают работы Альбрехта Дюрера. Необычайная художественная одаренность, разносторонность интересов и широта знаний – все это нашло отражение в графике мастера. Он был первым художником в Германии, который стал одновременно работать во всех графических техниках, существовавших в XV–XVI веках.  В гравюре на дереве, резцовой гравюре на меди и офорте наиболее полно проявились все богатство его фантазии и мастерство исполнения. Гравюре по праву принадлежит ведущая роль в творчестве Дюрера. Семьдесят гравюр художника, представленные на выставке, исполнены в разных техниках и отражают все стороны творчества великого мастера. 

Эмоциональные ксилографии «Апокалипсиса» раннего Дюрера соседствуют в экспозиции с бытовыми рассказами из серии «Жизнь Марии» зрелого художника, строго построенная в технике резцовой гравюры композиция «Адам и Ева» – с более поздним, глубоко философским произведением «Меланхолия». 

На выставке также представлены графические работы мастеров круга Дюрера — произведения учителей и учеников художника, а также его современников. В экспозицию включен ряд ксилографий – иллюстрации из «Всемирной хроники» Гартмана Шеделя 1493 года, созданные в период, когда Дюрер учился в нюрнбергской мастерской Михаэля Вольгемута. Именно наблюдая за процессом создания этих иллюстраций, Дюрер мог познакомиться с особенностями работы в гравюре на дереве.

Одним из выдающихся предшественников Дюрера был Мартин Шонгауэр.  Он не был непосредственным учителем Дюрера, они даже не были знакомы, но художник с юных лет прекрасно знал его гравюры на меди, изучал его награвированные доски, позднее в своих работах использовал и расширял технические достижения этого мастера. Несколько уникальных листов Шонгауэра можно увидеть на выставке.

Галина Семёновна Кислых, куратор выставки, ведущий научный сотрудник отдела графики ГМИИ им. А. С. Пушкина: 

В эпоху Дюрера гравюра, как самый молодой и гибкий вид искусства, получила широкое распространение в Германии и вошла в творчество почти каждого немецкого живописца.  Влияние Дюрера на современных ему мастеров переоценить невозможно. Об этом свидетельствуют экспонируемые листы. Среди представленных работ современников большая часть принадлежит знаменитым живописцам первой половины XVI века. Это и ученик Дюрера Ганс Бальдунг Грин, и, в какой-то степени соперник Дюрера, Лукас Кранах Старший.  На выставке можно познакомиться с ксилографиями Ганса Гольбейна Младшего и Ганса Бургкмайра Старшего. Каждый из них следовал Дюреру, развивая лишь одну черту, одну грань дарования великого нюрнбержца.

Графический радел выставки дополняет группа живописных картин из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина и московских частных коллекций. Все они исполнены немецкими мастерами на протяжении около пятидесяти лет –  с конца XV до первой трети XVI века – и являются характерными памятниками искусства того времени, которое принято называть эпохой Дюрера. 

Экспозиция демонстрирует разные этапы русского государственного и частного коллекционирования немецкой живописи конца XV – первой трети XVI века. Произведения подобраны из нескольких тематических групп. 

Среди представленных на выставке наиболее ранние памятники созданы мастерами конца XV столетия.  Это композиции «Святой Георгий отказывается поклоняться языческому идолу» анонимного швабского художника и датированная 1496 годом, привлекающая своей мощной экспрессией работа «Бичевание Христа» кисти другого анонимного швабского мастера. 

В разделе живописи первой трети XVI столетия интерес представляют композиции «Снятие с креста», предположительно считающаяся произведением работавшего в Страсбурге монаха-иоаннита Вильгельма Штеттера, а также исполненная в южногерманском регионе, возможно, ульмским художником круга Мартина Шефнера «Сошествие Святого Духа на апостолов». С точки зрения редко встречающейся иконографии уникален созданный в регионе Верхнего Рейна цикл из восьми маленьких картин с изображениями Страстей Христовых. 

Вадим Анатольевич Садков, куратор выставки, заведующий отделом старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина:

Необычайно привлекательны работы художников, в той или иной степени испытавших влияние Альбрехта Дюрера. Образный строй и стилистика картины «Хождение по водам», приписываемой Гансу Леонарду Шауфеляйну, несет на себе печать прямого влияния дюреровского искусства, в то время как «Распятие с предстоящими» (так называемая вотивная картина семьи Эйнинген-Нойнек)» кисти анонимного Мастера из Месскирха является частичной парафразой известной гравюры Дюрера.  Данное произведение вводит зрителя в круг сложных философских идей и представлений, чрезвычайно популярных среди гуманистически образованных людей эпохи драматического столкновения между ортодоксальным католицизмом и Реформацией.  Отдельную стилистическую группу образуют работы популярного в свое время кельнского живописца Бартеля Брейна Старшего («Мужской портрет») и художников его круга («Снятие с креста, с семьей поклоняющихся донаторов»). Традиционная для немецкого искусства экспрессия художественных образов органично соединилась в них с пристальным интересом к многочисленным выразительным деталям реального мира и виртуозному их изображению, позаимствованным у нидерландцев. Небольшая по размерам картина «Бегство в Египет» Монограммиста АБ является фрагментом ныне разрозненного алтаря, посвященного истории жития Богоматери или детству Христа. Другие пять его частей, также написанные на липовых досках, хранятся в картинной Галерее старых мастеров в Дрездене.  

Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина:

Мы рады представить широкой аудитории один из выдающихся разделов коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина –  гравюры гениального Альбрехта Дюрера, его предшественников и учеников, а также живописные работы немецких мастеров эпохи Дюрера.Этим проектом в музее «Новый Иерусалим» мы продолжаем большую программу сотрудничества с музеями разных городов страны. 

Картины, собранные в рамках единой экспозиции графики и живописи, позволят получить представление об основных тенденциях немецкого искусства того времени, одновременно оттеняя глубокое своеобразие творческой индивидуальности и высочайшее мастерство Альбрехта Дюрера.

Выставку «Эпоха Дюрера. Немецкая графика и живопись конца XV – первой половины XVI века» будет сопровождать образовательная программа, состоящая из тематических лекций, мастер-классов, встреч с кураторами.

Кураторская группа:

Вадим Анатольевич Садков – доктор искусствоведения, профессор, лауреат премии Правительства Российской Федерации, заведующий отделом искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Галина Семёновна Кислых – историк искусства, заслуженный работник культуры Российский Федерации, ведущий научный сотрудник отдела графики ГМИИ им. А.С. Пушкина. 

Руководитель проекта: 

Дарья Сергеевна Милованова –  заместитель генерального директора музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим».