«Другие берега». Выставка работ художников русской эмиграции | Музей Новый Иерусалим
«Другие берега». Выставка работ художников русской эмиграции
На выставке «Другие берега» представлены работы художников русской эмиграции, так называемого «русского зарубежья».

Революция 1917 года заставила многих российских художников покинуть родину. Имена уехавших мастеров долгие годы были практически под запретом, но сейчасих жизненный путь все больше занимает исследователей, а их искусство привлекает внимание широкого зрителя. Хорошо известный в настоящее время художник Константин Горбатов проживал в течение 20 лет на Капри. В 1922 году Горбатов уже будучи сложившимся мастером отправился в командировку от Академии художеств, как казалось, ненадолго в Европу, и в итоге стал невозвращенцем. Итальянская природа была основным источником вдохновения для художника, хотя до конца жизни он продолжал писать пейзажи с видами старых русских городов. 1920–1930-е годы были, пожалуй, самыми плодотворными для К. Горбатова. На Капри он обрел идеальную эстетическую среду, где реальность и романтичная мечта о прекрасном совпали. Природа в картинах Горбатова органично соединялась с архитектурными мотивами. Декоративность, яркая цветовая насыщенность не кажутся в его полотнах избыточными, наоборот, они приближают зрителя к восприятию реальной атмосферы дивного острова.

Музей «Новый Иерусалим», являющийся хранителем значительной части наследия художника, постоянно демонстрирует работы Константина Горбатова, а вместе с ними и его портрет, написанный художником Августом Альбо (1893–1963(?)). Об А. Альбо, родившемся в Эстонии, известно мало. С Горбатовым, вероятно, они познакомились еще в Петербурге. Альбо также, как и Горбатов, окончил Петербургскую Академию художеств. Неизвестно в каком году художник покинул Россию и куда направился сначала, но поскольку портрет Горбатова он написал в 1942 году в Берлине, то значит и он был вынужден проживать в это время в столице фашистской Германии. Произведения Альбо говорят о нем как о разностороннем мастере, но в портрете Горбатова он предстает, прежде всего, как реалист, достоверно изображающий модель, передавая его достоинство и респектабельность.

В собрании музея хранятся работы еще одного мастера, который был знаком с Константином Горбатовым. Об этом существует много свидетельств, а главное, — хранящиеся в архиве Горбатова почтовые открытки, отправленные ему англо-русским художником Эриком Дмитриевичем Преном (1894–1985). Эрик Прен родился в Москве и прожил в России 28 лет, в 1922 году эмигрировал с семьей в Англию, а в 1941 году переехал в Шотландию, Эдинбург.

13 работ Прена были переданы в фонды музея «Новый Иерусалим» его вдовой Ириной Прен-Гартье, благодаря русскому художнику Кириллу Соколову (1930–2004), жившему в Англии, и его жене, Аврил Пайман, доктору Кембриджского университета и члену Британской Академии. Небольшой корпус работ отражает основную направленность творчества художника. Поселившись в Шотландии, мастер влюбился в ее суровую природу. По словам А. Пайман: «В его пейзажах валуны и деревья, облака и озера живут своей таинственной жизнью». Его небольшие картины-этюды несут в себе черты эпичности, что заставляет иногда сравнивать Прена с Николаем Рерихом.

Совсем иные по настроению итальянские пейзажи художника. Италия много дала для его становления, впервые Прен поехал туда в 1935 году, и затем не раз возвращался в эти прекрасные края. Его итальянские пейзажи — это уютные дворики, сады, города со старинными постройками. Работая с некоторыми перерывами почти до конца своих дней, художник оставался приверженцем традиций, заложенных еще в России, прежде всего, «Мира искусства» с его высокой культурой и приоритетом эстетического начала.

Почти все художники так называемого «русского зарубежья» покидали родину уже сложившимися мастерами. Это можно сказать и о Георгии Анатолиевиче Пожидаеве, который к моменту отъезда из России уже окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где обучался у А. Е. Архипова и Н. А. Касаткина, и работал в качестве театрального художника. Уехав из Советской России в 1920 году, он вел поначалу жизнь скитальца, а с 1925 года обосновался в Париже. Во Франции художник прожил до конца своих дней. Два пейзажа, экспонируемые на выставке, возможно, написаны Пожидаевым в Провансе и отражают характерную для него манеру письма, близкую французским постимпрессионистам.

Сравнительно небольшая выставка привлекает внимание многими произведениями. Парижский пейзаж, подписанный Константином Коровиным, на основании проведенных исследований атрибутирован, как произведение кисти сына Константина Алексеевича. Алексей Коровин почти дословно повторяет мотив с изображением ночного Парижа, который не раз выбирал для своих работ его знаменитый отец и который, как известно, часто подписывался за сына. И за этим фактом стоит целая история нелегкого выживания русских художников в эмиграции. Картина «Смеющаяся девочка» Филиппа Малявина (1869–1940) написана знаменитым мастером, судя по подписи латиницей и самой манере письма, уже в зарубежный период. Художник покинул Россию в 1922 году, поселившись сначала в Париже, затем в Ницце. И в Европе он не оставлял свои излюбленные любимые сюжеты. Русские пейзажи, а главное излюбленные «цветущие бабы» по-прежнему вдохновляли его. Но сама манера письма становилась суше, заученней. Как писал о художнике в своих воспоминаниях Федор Шаляпин: «Видно, его сможет освежить только воздух родных полей, и больше ничто…».

Житейская и творческая судьба многих художников русской эмиграции, особенно в преддверии Второй мировой войны, оказалась не простой. И все они до конца жизни хранили память о России, зачастую оставаясь приверженцами русской реалистической школы.