ВИРТУАЛЬНЫЙ ТУР ПО ВЫСТАВКЕ «АЗБУКА ШЕДЕВРА»
В экспозиции площадью более 2000 кв. м. были показаны 123 работы 81 художника, в том числе Казимира Малевича, Василия Кандинского, Ильи Репина, Ивана Шишкина, Кузьмы Петрова-Водкина, Александра Дейнеки, Валентина Серова, Зинаиды Серебряковой, Ивана Айвазовского, Аристарха Лентулова, Натальи Гончаровой и еще около 70 авторов. Среди знаковых экспонатов выставки «Купчиха» и «Русская Венера» Бориса Кустодиева, «Косарь» Казимира Малевича, «Кацапская Венера» Михаила Ларионова, «Старая мельница» Василия Поленова, «Импровизация № 209» Василия Кандинского, «Закат» Архипа Куинджи и другие. Многие работы специально к выставке прошли научную реставрацию.
Произведения для выставки из своих фондов и постоянных экспозиций предоставили 30 российских региональных музеев из 29 городов, среди которых Нижегородский государственный художественный музей, Приморская государственная картинная галерея, Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Калининградский областной музей изобразительных искусств, Тульский музей изобразительных искусств и другие.
Выставка дала зрителям полную свободу восприятия: экспозиционное пространство выстроилось вокруг тридцати трех букв русского алфавита, каждая из которых объединила произведения разных авторов, периодов и эпох. Алфавит представлял собой естественную навигацию по выставке, ведя зрителей через залы. Каждая буква являлась тематическим разделом выставки — она давала начало слову, вокруг которого выстраивался основной нарратив, и открывала одну из тридцати трех глав повествования. «В» — воздух, «З» — зеркало, «О» — орнамент, «Ф» — фактура и так далее.
Андрей Сарабьянов, участник кураторской группы проекта, научный консультант выставки, кандидат искусствоведения, исследователь русского авангарда, историкЯ сторонник того, чтобы как можно больше выставок проводилось не в столицах, а в регионах, где есть замечательные музейные пространства, такие как музей „Новый Иерусалим“. Эта выставка действительно очень оригинальна и похожую я, пожалуй, не припомню. Она соединяет в себе элементы обучения с возможностью просто насладиться прекрасной живописью, безусловным эстетическим удовольствием для глаз. А терминология, взятая за основу, помогает посетителю. Одна из кураторских идей состоит в том, чтобы открыть перед зрителем неожиданные смыслы, прочитать подтексты, представить новые взгляды на привычные вещи, словом, преодолеть традиционность. А в иных случаях она подчеркивается, и этот прием также открывает новые горизонты для восприятия. Не будем забывать, что изучение терминологии — есть учебный процесс. Ведь понимание искусства — это не только эмоции, но и знания. Термины учат понимать живопись. В этом и состоит, по кураторскому замыслу, еще одна из целей выставки.
«Главы» выставки небыли подчинены хронологии и существовали отдельно друг от друга, предлагая посетителю более широкое видение, культуру восприятия и «внимательное смотрение» живописи. Под каждую букву от А до Я создатели выставки подобрали произведения разных авторов, порой даже разных эпох, которые, на первый взгляд, сложно представить в рамках одной выставки. Однако вкупе именно этот неожиданный синтез и позволил максимально колоритно раскрыть каждую тему.
Ксения Новохатько, участник кураторской группы проекта (концепция, подбор экспонатов, инсталляции)Заглавная цитата выставки, позаимствованная нами у Василия Кандинского, объясняет многое в подборе работ и их сопоставлении: „Живопись есть грохочущее столкновение различных миров“. Мы стремились выявить это столкновение, как постоянный процесс поисков, не занимать ту или иную сторону. Время идёт, новаторское становится устаревшим, давно забытое запускает новую волну изменений. И этот процесс постоянен. Бурлящий мир живописи.
Интересно не только взаимодействие работ внутри одной буквы (одного термина), но и «перекличка» этих терминов друг с другом. Беспредметность, Воздух и Глубина раскрывали не только свои собственные темы, но дополняя друг друга, вместе наглядно демонстрировали одно из основных концептуальных противостояний. Идеологи беспредметности считали воздушную перспективу, поглощающую цвета и объемность предметов, основными факторами «репродуктивного» реалистического искусства, врагами нового «чистого» беспредметного творчества. Так, супрематическую композицию Казимира Малевича на выставке окружили лучшие образцы реалистического пейзажа, авторы которого — Поленов, Левитан, Жуковский — достигли высшего мастерства в передаче воздушного пространства.
А экспонаты в разделе «Глубина» демонстрировали поиски таких художников как Фальк, Шишкин, Куинджи, в работе с «третьим измерением» картины также на материале пейзажа.
Сквозная линия выставки раскрывала тему музейных исследований и работы музейных сотрудников, большая часть которой обычно остается за кулисами. Для авторов проекта важно было говорить не только о художниках, но и о тех людях, благодаря которым шедевры сохраняются, а также о музее, как самостоятельной вселенной, где они продолжают свою жизнь. В разделе «Д — детектив» наряду с картинами посетителя ждали полные тайн и загадок истории их экспертизы. В другом разделе речь идет о хранителях музея, труд которых подчас становится подвигом, позволяющим сберечь неугодные времени работы или даже целые музейные коллекции.
Основным формообразующим элементом выставки являлись кубы ⎼ метафора азбуки. Часть кубов, расположенных в залах экспозиции, содержали в себе сценографические и мультимедийные инсталляции, связанные с различными видами зрительского восприятия.
Например, рядом с «Импровизацией № 209» Кандинского посетители услышали оригинальную музыку, написанную современным композитором специально по этой работе. Известно, что Кандинский исследовал отношения между звуками, цветом и формами, создавая свои абстрактные полотна как отражение музыки. В данном случае создатели прошли обратный путь, создав музыкальное произведение на основе художественного.
«Азбука шедевра» продемонстрировала широчайшие возможности культурного сотрудничества регионов и объединения музеев. Этой выставкой «Новый Иерусалим» ⎼ региональный музей, планомерно объединяющий на своей площадке самые разные институции и расширяющий культурные границы ⎼ стремился напомнить зрителям о блистательных шедеврах, которые можно увидеть в российских регионах, и побудить их к посещению музеев Иванова, Красноярска, Нижнего Новгорода и других городов.
К выставке был подготовлен каталог и серия сувенирной продукции, а также обширная параллельная программа: лекции, тематические экскурсии, образовательные занятия, мастер-классы и другие мероприятия.
Выставка открылась 18 декабря 2021 года и продлилась до 19 июня 2022 года.
Создатели проекта:
Идея: Василий КУЗНЕЦОВ, генеральный директор историко-художественного музея «Новый Иерусалим»
Научный консультант: Андрей САРАБЬЯНОВ, кандидат искусствоведения, исследователь русского авангарда, историк
Концепция, сценарий экспозиции и мультимедиа: Елена ПАПЧЕНКО, искусствовед, концептолог и сценарист
Концепция, подбор экспонатов, инсталляции: Ксения НОВОХАТЬКО, искусствовед, креативный продюсер
Архитектурное решение: Андрей ВОВК, архитектор, дизайнер музейных экспозиций, руководитель крупных международных проектов в сфере культуры
Василий Кузнецов, генеральный директор музея «Новый Иерусалим» (с 8 июня 2022 года — министр культуры и туризма Московской области)«Азбука шедевра» — самый амбициозный проект музея «Новый Иерусалим». Это результат сотрудничества именно региональных, а не крупных столичных музеев, живущих несколько в других предлагаемых обстоятельствах. Мы постарались показать нашим гостям целый спектр интереснейших работ лучших русских живописцев, собранных со всей России. Причем, работ не столь «насмотренных» и знакомых, как произведения, представленные в экспозициях музеев Москвы или Санкт-Петербурга. В этом уникальность выставки.
К выставке выпущен аудиогид. Тексты аудиогида подготовлены художественным критиком Татьяной Сохаревой. Аудиогид записан при поддержке Школы современной музыки Вячеслава Шаинского.