«Звезда, являющая солнце». Образы Богородицы | Музей Новый Иерусалим
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Государственный историко-художественный музей
      • Режим работы
        • ВТ 10:00 - 19:00
        • СР 10:00 - 19:00
        • ЧТ 10:00 - 20:00
        • ПТ 10:00 - 20:00
        • СБ 10:00 - 20:00
        • ВС 10:00 - 19:00
        • ПН Выходной
  • Ru En
«Звезда, являющая солнце». Образы Богородицы
21 декабря в Музейно-выставочном комплексе Московской области «Новый Иерусалим» открылась выставка Богородичных образов из собрания музея и частных коллекций под названием «Звезда, являющая Солнце».

Выставка Богородичных образов в музее «Новый Иерусалим» приурочена к окончанию реставрации Казанской иконы Богоматери – редкого подписного и датированного произведения, созданного в 1724 году известным столичным мастером Феодотом Феофановым Ухтомским, работавшим в традициях Оружейной палаты. Казанская икона Богоматери стала одной из самых чтимых Богородичных икон России. Списки с явленного в 1579 году в Казани образа почитались во многих уголках Отечества, примером чему служат несколько икон этой иконографии, представленных на выставке. 

Казанская икона Богоматери. 1724 год.

В русском религиозном искусстве известно большое количество иконографических изводов Богоматери. С византийских времен до нас дошли четыре основных типа, к которым относятся многие другие варианты, в основном названные по местам явлений и прославления икон. Экспонируемые произведения принадлежат к разным Богородичным изводам. Они отличаются уровнем исполнения и дают представление о различных школах и стилистических направлениях в иконописи, о художественной манере иконописцев разных регионов: Москвы, Поволжья, Русского Севера, Владимирских иконописных сел, старообрядческих мастерских Калуги, Ветки, художников Украины и т.д. Многие представленные в зале произведения экспонируются впервые.

Среди участвующих в выставке образов к типу «Одигитрия» (Путеводительница) относятся Смоленская, Иверская, Тихвинская и Страстная иконы Богоматери. Образ Смоленской Одигитрии из частного собрания представляет собой прекрасный пример творчества мастеров Оружейной палаты рубежа XVII–XVIII веков. Тихвинские иконы Богоматери демонстрируют стилистические изменения у иконописцев Тихвина в последней четверти XVIII – начале XIX столетия. Страстная икона Богоматери, обрамленная клеймами Богородичных праздников и избранных образов Пресвятой Девы, создана мастером, работавшим в середине XIX века в Нижегородских землях, а Иверская икона Богородицы представляет собой пример творчества иконописцев Палеха середины этого же столетия.

Второй древний тип «Елеуса» (Умиление) представлен на выставке Владимирской, Феодоровской и Толгской иконами Богоматери. Владимирская икона Богоматери издревле считалась одной из самых почитаемых святынь Отечества. В зале демонстрируется список с древнего чудотворного образа последней четверти XVII века,  украшенный шитьем и басменным окладом. Два поздних списка с Феодоровской иконы Богоматери, выполненные мастерами Москвы и Мстеры, восходят к древней чтимой иконе, первоначально прославившейся в Костромских землях. А Толгская икона Богоматери представляет собой список со святыни Ярославской земли.

Извод «Оранта» (Заступница) на Руси, как правило, именовался по иконам Богоматери «Знамение». На выставке представлены списки с древней святыни Великого Новгорода, выполненные в Москве, на Русском Севере и в Центральной России.  

Ростовой тип изображения Богородицы в молении, получивший в византийском искусстве название «Агиосоритисса», воплотился на русской земле в изводе Боголюбской иконы Богородицы. К древнему образу, хранящемуся во Владимире, восходят две экспонируемые на выставке иконы из музейного собрания. Одна из них представляет собой редкий пример резного образа, созданного мастерами Ветки на рубеже XVIII–XIX веков, вторая написана народным мастером Холуя во второй половине XIX столетия.

Кроме четырех древних типов изображения Девы Марии в России почиталось множество Богородичных икон, появившихся в эпоху Позднего Средневековья и Нового времени. В середине XVI века сложилась иконография Богоматери «Неопалимая Купина», отличающаяся сложным символическим содержанием и многосоставной композицией. В Новое время символико-аллегорическое прочтение образа, заложенное создателями, было забыто, однако образы этого извода были очень популярны, ведь икона Богоматери «Неопалимая Купина» считалась заступницей от пожаров. На выставке представлены два образа XIX века, относящиеся к этой иконографии.

Многие Богородичные изводы появились в русском церковном искусстве на рубеже XVII–XVIII веков благодаря западноевропейским влияниям. Среди них образы Богоматери «Утоли моя печали», «Всех скорбящих Радость», «Призри на смирение», «Живоносный источник». К этой группе относится, в частности, Ченстоховская икона Богородицы, почитающаяся как православными христианами, так и католиками. На выставке экспонируются два образа этой иконографии.

Образ Богоматери «Утоли моя печали» (справа) Вторая половина XIX века.

К редким иконографическим изводам относится образ «Святая Анна с Младенцем Марией», написанный в середине XIX века русским мастером на Афоне, а также икона Богоматери «Mariahilf (Помощница) – Пасовская–Цареградская», созданная мастером Вологодских земель во второй трети XVIII столетия. С западными влияниями связан также образ «Коронование Богоматери» XIX столетия, написанный художником Центральной Украины. Коронованной предстает Пресвятая Дева и на иконе кисти столичного мастера, работавшего в начале XIX столетия.

Икона Богоматери «Mariahilf (Помощница) — Пасовская–Цареградская». Вторая треть XVIII века.

Некоторые Богородичные иконы представляют собой примеры разных изводов одной иконографии. На выставке примером тому служат две иконы «Не рыдай мене, Мати». Многие экспонируемые образы Богоматери выражают идею заступничества Пресвятой Девы перед Господом за человеческий род. К ним, в частности, относятся иконы, входящие в состав деисуса. Как нельзя лучше идею заступничества Пресвятой Девы выражают иконы с одновременным изображением нескольких Богородичных образов. Примером может служить представленная на выставке четырехчастная икона конца XVIII – начала XIX века. Названия образов, помещенных на ней, говорят сами за себя: «От бед страждущих», «Взыскание погибших», «Умягчение злых сердец», «Утоли моя печали». Тематический аспект заступничества выражает образ Богоматери «Помощница в родах» с Богородичными праздниками и избранными святыми начала XIX столетия. Более ста чудотворных образов одновременно изображены на иконе  «Воскресение Христово, со сценами Страстей Господних и праздников, годовой минеей и сводом Богородичных икон» последней четверти XIX столетия. Теме прославления Богоматери посвящена небольшая икона «О тебе радуется», представляющая собой врезок в доску XIX века образа XVII столетия.

Появление новых вариантов изображения Пресвятой Девы в русском церковном искусстве продолжалось и в начале XX века. Первой из явленных в XX веке была Порт-Артурская икона Богородицы. Прославление Августовской иконы Богоматери связано с событиями Первой Мировой войны. Списки этих образов храмовых размеров, выполненные мастерами Центральной России, также демонстрируются на выставке.

Порт-Артурская икона Богоматери. Начало XX века.

Ряд экспонируемых икон относится к теме Богородичных праздников. Наибольшее количество праздничных образов представляют «Благовещение Пресвятой Богородицы». Среди них работы мастеров Вологодских земель, Поволжья и Калуги, а также подписной образ, созданный мастером В.С. Микулиным, работавшим в последней трети XIX столетия.

Название выставки Богородичных икон «Звезда, являющая солнце» взято  из Акафиста Богоматери – хвалебного гимна в честь Пресвятой Девы Марии, иллюстрацией к которому служит образ «Богоматерь Одигитрия, с Акафистом» из частного собрания, выполненный в последней трети XIX столетия, предположительно, палехским мастером.

Выставка интересна не только специалистам, но и широкому кругу посетителей, интересующихся церковным искусством и русскими художественными традициями.

Для посетителей выставка работает до 27 мая 2019 года.