Выставка «Иван Шишкин. К 185-летию со дня рождения» | Музей Новый Иерусалим
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Выставка «Иван Шишкин. К 185-летию со дня рождения»

«Шишкин нас просто изумляет своими познаниями,

по два и по три этюда в день катает, да каких сложных... 

И когда он перед натурой... то точно в своей стихии,

тут он и смел и ловок, не задумывается; тут он все знает, как, что и почему... 

Я думаю, что это единственный у нас человек,

который знает пейзаж ученым образом... 

Шишкин  верстовой столб в развитии русского пейзажа, 

это человек-«школа»

 

Из письма И.Н. Крамского.

 

В 2017 году исполняется 185 лет со дня рождения одного из самых известных и видных мастеров русской пейзажной живописи   Ивана Ивановича Шишкина. 

В честь этого юбилейного события с 15 марта по 11 мая в Музейно-выставочном комплексе Московской области «Новый Иерусалим» пройдет выставка произведений художника. Проект реализован совместно с Государственным музеем изобразительный искусств Республики Татарстан, Серпуховским историко-художественным музеем, Химкинской картинной галереей им. С.Н. Горшина, Нижегородским государственным художественным музеем.

Среди русских пейзажистов Шишкину принадлежит место самого сильного рисовальщика. Его работы всегда точны, красивы, самобытны и реалистичны. При этом художник избегал искусственного пафоса, всего того, что искажало естественную поэтичность сюжета. 

На выставке представлены работы 1860-х гг. Одна из них    « Шалаш »    выполнена в знаменательное для художника время после окончания Академии художеств. Получив большую золотую медаль   высшую академическую награду, которая давала право на заграничную командировку, Шишкин предпочёл, перед тем как отправится в Европу, сначала съездить на родину, поработать в родных местах. Во время поездки за границу написана представленная на выставке работа « Швейцарский пейзаж » (1866).

Никто из русских живописцев до Шишкина не придавал такого значения непрестанному штудированию природы в бесчисленных этюдах. Восхищение вызывала острая наблюдательность и уверенность, с которой работал художник. Никакой приблизительности в изображении природы  такова была основополагающая установка мастера. Работы 1870-х гг.  это передача различных « портретов » природы  спокойного летнего дня в картине « На покосе в дубовой роще »  (1874) и ликующе-солнечного  в работе « Березовая роща »  (1870), сумерек  в произведении « Вечер в сосновом лесу » (1875).

Вторая половина 80-х и 90-е годы стали для Шишкина временем творческого подъема. В эту пору он создает один за другим выдающиеся по своей художественной значимости пейзажи. К ним относится целая серия прекрасных картин, навеянных природой Сестрорецка с его мощными дубами. Еще в 1857 году, попав во время летней практики в деревушку Дубки под Сестрорецком, молодой художник был восхищен этим местом. Огромные деревья стали для него своего рода символом, метафорой мощи природы. Несомненно, внимание зрителей привлечет картина « Сестрорецкий бор » (1896). Великолепно передано ощущение световоздушной среды, солнечного света, причудливо отражающегося на мощных стволах деревьев золотыми пятнами. Важную роль в смысловом и эмоциональном строе образа играет композиция, над лучшим и точным решение которой Шишкин всегда очень тщательно работал. Так, обрезав кромкой картины вершины ближних деревьев  один из любимых приемов художника  он подчеркивает их громадную высоту, а мастерски расставив пространственные ориентиры, построив сложный ритм как бы слегка покачивающихся стволов, заставляет ощутить бесконечность леса.

Неоднократно на протяжении жизни художник возвращался в родной город  Елабугу. В ее окрестностях на высоких берегах Камы и теперь стоят прекрасные и могучие сосновые леса, изображенные на многих картинах Шишкина. Большая работа «Кама близ Елабуги » 1895 г.  это ощущение простора, неповторимой прелести и очарования русской природы.

Выставка открыта с 15 марта по 11 мая в МВК «Новый Иерусалим» по адресу: г. Истра, Новоиерусалимская набережная, д.1.