Сейчас российские музеи переживают всплеск интереса к истории коллекционирования. Большинство выставок сосредоточены на периоде второй половины XIX — начала XX века, в частности на собраниях Щукиных и Морозовых, которые стали такими же звездами медийного пространства, как мастера русского авангарда. Выставка «Французский вкус князей Юсуповых» актуализирует более ранние страницы коллекционирования.
Юсуповская коллекция хорошо известна не только в России. Начало собранию князей Юсуповых положил самый знаменитый представитель семьи, князь Николай Борисович Юсупов (1750-1831). Он завоевал репутацию истинного знатока живописи еще при жизни, был завсегдатаем Салонов в Париже, лично знал ведущих европейских художников своего времени и состоял с ними в переписке, был известен своей невероятной щедростью, когда обращался к художникам с заказами. Значительная роль в сохранении развитии коллекции принадлежит наследникам Юсупова, которые не только не распродавали произведения из коллекции, но и регулярно пополняли собрание.
Выставка «Французский вкус князей Юсуповых» — это история французской живописи глазами знаменитого русского коллекционера Николая Борисовича Юсупова, чье собрание сегодня хранится в нескольких российских музеях. Всего показано 37 работ.
В экспозицию вошли работы Музея-усадьбы «Архангельское», который впервые так щедро показывает за своими пределами уникальную коллекцию. В нее входят художники, чьими произведениями не могут похвастаться даже крупные художественные музеи России, такие как Жан Тассель и Арман Шарль Карафф. На выставке представлены работы ведущих мастеров французской школы из собрания Архангельского — это Франсуа Буше, Юбер Робер, Клод Жозеф Верне, Элизабет Виже-Лебрен, Маргерит Жерар и многих других.
Также посетителям предстоит увидеть целый ряд картин, ранее не участвовавших ни в одной выставке и прошедших научную реставрацию.
Знакомые зрителям и неизвестные картины исторического собрания благодаря выставке «встретились» в залах Ново-Иерусалимского музея.
Одна из особенностей выставки заключается в том, что она объединяет и позволяет по-новому оценить полотна большого формата, которые в исторической экспозиции дворца в Архангельском не всегда возможно рассмотреть с близкого расстояния.
Экспозиция выставки состояла из нескольких разделов, каждый из которых отражает одну из граней большой юсуповской коллекции.
Раздел «Воображаемое путешествие», посвященный пейзажам, представляет работы французских художников XVIII века Юбера Робера и Клода Жозефа Верне, а также цикл из трех пейзажей Пьер-Жака Волера, напоминающий о неаполитанских путешествиях Николая Борисовича Юсупова.
В раздел «Под покровительством Амура» вошли картины с эротическими сюжетами, в которых знал толк князь Юсупов. Среди них произведения эпохи рококо («Испуганная купальщица» Франсуа Буше, «Аполлон и Дафна» Жака Дюмона), раннего неоклассицизма («Амур и Психея» Огюстена Бернара), картины с образами томных красавиц круга Жан-Батиста Грёза, одного из самых модных мастеров эпохи.
В разделе с работами исторического жанра «В поисках античного величия» эффектно сопоставлены картина мастера школы Жака Луи Давида «Клятва Горациев» кисти Армана Шарля Караффа, написанное Никола де Куртейлем «Похищение сабинянок» и монументальная работа художника 17 века Жана Тасселя «Жертвоприношение Ифигении» — особенный экспонат выставки. Ранее она никогда не участвовала в выставках. Полотно прошло многолетнюю и очень сложную реставрацию. Как часто бывает со старыми работами, реставраторам предстояло очистить очень темную поверхность, изобилующую более поздними записями. В итоге открылся замечательный колорит: экспрессивный, построенный на ярких контрастах. Вы — первые зрители, которые могут оценить выразительность этого монументального полотна.
В разделе «Сцены повседневной жизни» сюжеты варьируются от традиционных «Уроков музыки», связанных с голландской традицией (Маргерит Жерар) до ученых развлечений образованного французского общества эпохи Просвещения («Электрический опыт» и «Пневматический опыт» кисти Шарля Амеде ван Лоо).
В «Портретной галерее» представлены живописные изображения Татьяны Васильевны Юсуповой кисти Жана-Лорана Монье и портреты Луизы Элизабет Виже-Лебрен и Никола де Куртейля, французских мастеров, тесно связанных с Россией и русскими заказчиками.
Николай Юсупов хотел создать «истинный музей французской живописи», и выставка по-своему отражает краткую историю французской живописи — глазами просвещенного русского коллекционера, со своими пристрастиями и увлечениями.
Проект отражает важную особенность жизни музеев в последние несколько лет: укрепление связей между российскими институциями, которые осваивают разные виды и способы профессионального сотрудничества. Он продолжит и органично дополнит большую выставочную программу музея «Новый Иерусалим», недавно получившего статус «государственного историко-художественного», в собрании которого также хранятся произведения из дворянских усадебных коллекций, современных юсуповской.
Куратор проекта: Елена Борисовна Шарнова , кандидат искусствоведения, доцент школы исторических наук НИУ ВШЭ.
К выставке был подготовлен аудиогид , записанный при поддержке Школы современной музыки Вячеслава Шаинского.
Выставка продлилась до 29 января 2023 года и сопровождалась дополнительной образовательной программой для посетителей. К проекту подготовлен печатный путеводитель, серия сувенирной продукции и аудиогид.