В нее вошли популярные обработки известных классических произведений композиторов из Европы и России. Среди них мастер комической оперы Джоаккино Россини, великий реформатор и создатель жанра классической оперы — австриец Кристоф Виллибальд Глюк, немец по рождению большую часть жизни проработавший в Англии — Георг Фридрих Гендель.
Лиричный и страстный — Камиль Сен-Санс. Зажигательный испанец Мануэль де Фалья. Виртуоз скрипки — Пабло Сарасате.
Русскую музыку представили произведения Модеста Петровича Мусоргского, Петра Ильича Чайковского и Сергея Васильевича Рахманинова, чей юбилей отмечался в 2023 году.
В программе:
1 отделение
Дж. Россини — «Увертюра» к опере «Сорока воровка»
К. Глюк — «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика»
К. Сен-санс — «Danсe macabre»
П.И.Чайковский — «Элегия» памяти Володи Склифосовского
М. де Фалья — «Испанский Танец» из оперы «Жизнь коротка»
Г. Гендель — «Пассакалия»
П. Чайковский — «Скерцо» из собрания пьес для скрипки
П. Чайковский — «День ли царит»
2 отделение
М. Мусоргский — Симфоническая картина «Ночь на лысой горе»
М. Равель — «Павана»
С. Рахманинов — «Вокализ»
С. Рахманинов — «Серенада»
С. Рахманинов — «Элегия»
С. Рахманинов — «Весенние воды»
Х. Куэльяр-Понсе — «Эстрелита»
Р. Хойбэргер — «Венская мелодия»
П. Сарасате — «Наварра»
Продолжительность — 1 час 55 минут с антрактом.
Ансамбль скрипачей Большого театра России был основан народным артистом РСФСР Юлием Марковичем Реентовичем в 1956 году.
Днем рождения ансамбля считается 25 февраля, когда на торжественном концерте в Большом театре, посвященном открытию ХХ съезда коммунистической партии советского союза, Ансамбль исполнил «непрерывное движение» Никколо Паганини.
Новый этап развития страны, начавшийся после ХХ съезда, ознаменовался рождением Ансамбля скрипачей Большого театра СССР. На самом первом выступлении коллектива присутствовал Дмитрий Шостакович. Услышав в исполнении артистов «Вечное движение» Никколо Паганини, он воскликнул: «Первые шаги ансамбля убеждают нас в том, что будущее коллектива прекрасно!».
Первый сольный концерт ансамбля состоялся 20 января 1957 года в Малом зале Московской государственной консерватории. С этого момента началось триумфальное шествие коллектива по концертным площадкам страны и мира.
С самых первых выступления ансамбль завоевал любовь широкой публики и признание профессиональных музыкантов: не только в Советском Союзе, но и за рубежом. «Поражает удивительное единство и творческая дисциплин исполнителей. Все участники этого коллектива — талантливые музыканты с яркими индивидуальными качествами» — так об ансамбле скрипачей писали в «Нью-Йорк Таймс».
Пресса Италии назовет знаменитый коллектив лаконично: «Семнадцать Чемпионов смычка».
Записи ансамбля звучали по радио и телевидению, выпускались на грампластинках огромными тиражами. Ансамбль занимался пропагандой лучших образцов классической и современной музыки, при этом каждый артист ансамбля продолжал участвовать в оперных, балетных постановках и концертных программах Большого театра СССР. А зрители, в свою очередь, не уставали отмечать невероятную технику, исключительную сыгранность, тонкую музыкальность ансамбля.
Выдающийся дирижер — художественный руководитель Большого театра Геннадий Рождественский писал об Ансамбле скрипачей: «Труд артистов оркестра, помимо всего прочего (а как часто об этом забывают!), это еще и тяжелый физический труд. В театральном оркестре нагрузка увеличивается из-за масштаба исполняемых произведений. Утомляемость, а, следовательно, и усталость артиста оркестра велика, а ведь на следующее утро он должен быть опять в театре, чтобы репетировать новое произведение, оперу или балет, готовящийся к постановке… Где взять время для какой-то дополнительной работы? Не слишком ли это много? Да, это слишком много. Но настоящий музыкант без этого „слишком много жить не может“. Это „слишком много“ нужно ему как воздух. И вот между репетициями и спектаклями, а иной раз и после спектакля собираются скрипачи оркестра Большого театра, чтобы поиграть музыку, написанную специально для их инструмента — скрипки. Для того, чтобы ощутить себя в новом качестве солиста-ансамблиста, чтобы в повседневном рабочем процессе избежать самого опасного для искусства — инерции! И они работают тщательно, скрупулезно. Ведь их задача зачастую труднее, чем задача скрипача-солиста — они делают виртуозный репертуар достоянием коллектива».