Первый научно-фантастический фильм «КОСМИЧЕСКИЙ РЕЙС». Лекция «КОСМОС КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ» | Музей Новый Иерусалим
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Государственный историко-художественный музей
      • Режим работы
        • ВТ 10:00 - 19:00
        • СР 10:00 - 19:00
        • ЧТ 10:00 - 20:00
        • ПТ 10:00 - 20:00
        • СБ 10:00 - 20:00
        • ВС 10:00 - 19:00
        • ПН Выходной
  • Ru En
Первый научно-фантастический фильм «КОСМИЧЕСКИЙ РЕЙС». Лекция «КОСМОС КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ»
24 мая 2025 года в 17:00 в концертном зале музея «Новый Иерусалим» состоятся лекция и просмотр фильма «Космический рейс» (1935—36) в рамках музыкально-просветительского проекта «Время, вперед!», задуманного как контрапункт к монографической выставке работ Александра Лабаса.
Лекция «КОСМОС КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ»

Автор и ведущий: музыковед ЮЛИЯ ДЕ-КЛЕРК

Третья лекция цикла непосредственно связана с «небесными странствиями» художника и посвящена космогонии в музыке. Рассказ начнется с захватывающего экскурса в историю вечного вопроса: что есть «Вселенная — смысл сущего — Человек»? Проблема постижения Космоса волновала человечество со времен Пифагора, с его музыкально-математической системы мироздания (гармония небесных сфер), до научно-философских концепций XX века, когда человек не только силой мысли, но и физически преодолел притяжение Земли, оказавшись в пространстве Вселенной.

Перед слушателями возникнет изменявшаяся с течением времени картина мира — космогонические мифы античности, в которых человек был частью одушевленной Природы, зарождение и эволюция научных знаний от эпохи Возрождения и до конца XIX века, утратившего целостность микро- и макрокосмоса. «Русский космизм» начала XX века соединил, казалось бы, несовместимое: мифологическое сознание, религиозный пантеизм, философскую мысль и науку. XX век вернул человеку Вселенную. Для философа и ученого К. Циолковского ракеты были только «методом проникновения в глубину космоса, но отнюдь не самоцелью», «русский Леонардо», священник П. Флоренский, а также поэт и философ Вл. Соловьев говорили об искусстве как о «теургии», о сотворчестве Человека и Бога, в процессе которого и достигается космическое «всеединство».

Основная часть лекции посвящена концепции Космоса в музыкальной культуре XX века, когда возникает целая плеяда композиторов-мифотворцев, ощущавших себя воплощением «космической мировой души» (А. Скрябин) и «проводниками универсального космического Духа» (К. Штокхаузен). Под влиянием смелых теорий и научных знаний о Вселенной в музыке формируются устойчивые музыкально-смысловые формулы, эквивалентные образу Космоса, они выражаются через вербальные, виртуальные и физические паттерны. Параллельно с этим возникают и различные музыкальные модели Космоса, отсылающие к пантеизму в духе античности, или «натурфилософии» Гёте (Г. Холст, А. Веберн, О. Мессиан), астрологической модели Средневековья с ее языком символов (Дж. Крам), научной, с концепциями ученых Возрождения и Нового времени, а также новейшими достижениями астрофизики и квантовой теории (П. Хиндемит и Д. Лигети). Идеи «русского космизма» нашли отражение в творчестве Скрябина, который одним из первых перестал существовать в линейном времени и перешел в новое, условно «квантовое время». Стремительная эволюция «Прометея русской музыки» охватывает 10 лет — от желания «испить море света» далекой звезды, к дерзновенному полету Творящего Духа, световой симфонии, и кульминации жизнетворчества — замыслу Мистерии, преобразующей человека и Вселенную в достижении «всеединства» микро- и макромира. Скрябин не осуществил свой грандиозный утопический проект, но у него были последователи в русской и зарубежной музыке (А. Лурье, Н. Обухов, И. Вышнеградский, О. Мессиан, К. Штокхаузен). «Духовным братом» русского композитора можно считать американца Ч. Айвза, автора незавершенной «Вселенской симфонии» (1915), который, подобно Скрябину, воспринимался современниками «пришельцем из Космоса».

Последний раздел лекции связан с послевоенным авангардом, совпавшим по времени с прорывными открытиями в области происхождения Вселенной, запуском первого спутника (1957) и полетом Ю. Гагарина в космос (1961). Теория взрыва, энергетических потоков и мощных волн на новом витке спирали возродили античную идею музыкально-математической архитектоники космоса, гармонии небесных сфер. Музыка, по существу, оказалась в основании пространственно-временных законов Вселенной. Сегодня современная наука переосмысливает древние представления о музыке не только как об искусстве, но и как о природном космическом явлении. Рождается новое понимание музыкального звука, оно существенно расширяется в связи с появлением в художественном сознании новой картины мира. Новый звук в музыке конца XX века стирает границы между понятием «музыкальный» и «немузыкальный», «природный» и «синтетический». Радикальные новации в сфере художественного языка создают и новый космогонический миф, в котором присутствуют, с одной стороны, инопланетные существа, а с другой — Вселенная как внеличная и абстрактная материя. «Космическая Одиссея» второй половины XX века порождает специфическую систему образов, воплощающих различные формы космической энергии: импульсы и излучения, потоки и вибрации, вспышки, сгущения и разряжения материи. Все это приводит к новым композиторским техникам, а одновременно и новому звуку (электроника). На лекции прозвучат фрагменты из  «Атмосфер» Д. Лигети с их сонорным звуковым континуумом, электронной космической мистерии «Сириус» К. Штокхаузена . Можно будет услышать синтезированный звук безличного и бесстрастного мирового Океана в пьесе  А. Шнитке «Поток» для первого в мире фотоэлектронного оптического музыкального инструмента (синтезатор АНС). Завершит лекцию вокально-симфоническая картина «Космогония» К. Пендерецкого  — апофеоз движения человеческой мысли и реального прорыва во Вселенную. Мультимедийная программа с аудио- и видеозаписями существенно дополнит рассказ.

После лекции состоится просмотр первого научно-фантастического фильма «Космический рейс» (1935) В. Журавлева о путешествии советских людей на Луну, консультантом которого был К. Циолковский. Для этого фильма теоретик космоплавания подготовил «Альбом космических путешествий» с рисунками и схемами. В результате совместных усилий возникло завораживающее зрелище — зримое воплощение давнего предсказания Циолковского: «Стать ногой на почву астероидов, поднять рукой камень с Луны…» В 1998 году композитору Ираиде Юсуповой , одному из лидеров «новой волны», была заказана не просто музыка к легендарной ленте — требовалось полностью имитировать советскую музыкальную культуру, вплоть до точного воспроизведения особенностей аранжировок и звукозаписи. Юсупова написала ретро-футуристический саундтрек, в котором историческая достоверность (документальность) и новые технологии создали неповторимый звуковой образ, полностью аутентичный изображению.

Первый научно-фантастический фильм «КОСМИЧЕСКИЙ РЕЙС» (СССР. Мосфильм, 1935-1936)

Сценарий — Александр ФИЛИМОНОВ Константин ЦИОЛКОВСКИЙ Режиссер   Василий ЖУРАВЛЁВ Художник   Юрий ШВЕЦ Оператор   Александр ГАЛЬПЕРИН

В ролях: Академик Павел Седых — Сергей КОМАРОВ Профессор Карин — Василий КОВРИГИН Марина, ассистент профессора Карина — Ксения МОСКАЛЕНКО Капитан Виктор Орлов — Николай ФЕОКТИСТОВ Андрюша Орлов — Василий ГАПОНЕНКО Начальник старта — Сергей СТОЛЯРОВ

Ретро-футуристический саундтрек к фильму «КОСМИЧЕСКИЙ РЕЙС» (1998) — Ираида ЮСУПОВА

Вступительное слово: композитор Ираида ЮСУПОВА

Привилегии зрителям

В дни проведения цикла «Время, вперед!» зрители смогут по билетам на концерты посетить все выставки музея «Новый Иерусалим» , в том числе выставку «Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви», вдохновившую на создание цикла.

Для зрителей, решивших посетить несколько концертов цикла, действует специальная скидка — 20% . Она сработает при оформлении билетов на два и более концерта цикла в одном заказе.

Чтобы воспользоваться скидкой: •выберите подходящие места на любой концерт цикла, положите в корзину билеты, нажав кнопку «Купить» •перейдите к выбору мест на другой концерт цикла, затем также нажмите кнопку «Купить» •при желании продолжите покупку на другие концерты цикла или перейдите к оплате — ваша скидка уже на месте — вы увидите ее в итоговой стоимости заказа.

Количество мест на каждый концерт не имеет значения, главное условие — чтобы при покупке в вашем заказе содержались билеты на концерты разных дней цикла (два или больше).