Концерт Камерного оркестра Московской Консерватории под управлением Ф. Коробова «По страницам сказочных русских опер «Снегурочка» и «Руслан и Людмила» | Музей Новый Иерусалим
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Государственный историко-художественный музей
      • Режим работы
        • ВТ 10:00 - 19:00
        • СР 10:00 - 19:00
        • ЧТ 10:00 - 20:00
        • ПТ 10:00 - 20:00
        • СБ 10:00 - 20:00
        • ВС 10:00 - 19:00
        • ПН Выходной
  • Ru En
Концерт Камерного оркестра Московской Консерватории под управлением Ф. Коробова «По страницам сказочных русских опер «Снегурочка» и «Руслан и Людмила»
В новогодние выходные 4 января 2023 года в 17.00 музей «Новый Иерусалим» представит уникальную программу для детей и взрослых «По страницам сказочных русских опер» (6+). Две любимые сказки «Снегурочка» и «Руслан и Людмила» оживут на сцене волшебной музыкой Николая Римского-Корсакого и Михаила Глинки.

На сцене — Камерный оркестр Московской Консерватории под управлением народного артиста России Феликса Коробова, солисты оперных театров Москвы Мария Бриль, Максим Орлов, Екатерина Лукаш и добрый сказочник — знаменитый российский актер, режиссер и писатель Вениамин Смехов.

Дирижер — пожалуй, одна из самых загадочных профессий на Земле. Ведь встать за дирижерский пульт, взмахнуть рукой и сотворить ту великую музыку, которая будет звучать на кончиках пальцев, может далеко не каждый. Поэтому всех лучших дирижеров в мире знают.

В их число входит и Феликс Коробов, главный дирижер Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко. Его почерк — это смесь интеллигентного хулиганства и высочайшей исполнительской культуры, он узнаваем поклонниками оперы и симфонической музыки, а также на сцену выйдет молодой перспективный дирижёр Федор Безносиков.

Продолжительность — 2 часа 20 минут с антрактом.

Николай Андреевич Римский-Корсаков был музыкальным волшебником — великим сказочником в русской музыке. Из пятнадцати опер, написанных им, более половины — оперы-сказки, оперы-былины, оперы-легенды.

Сказки любят все. Без сказок не становятся взрослыми, утверждает русская пословица. Они учат добру, и учат увлекательно. В них все необычно и удивительно. Сказки, по словам Паустовского, покрыты тончайшей пыльцой поэзии.

Разве могли русские музыканты обойти этот волшебный и мудрый край, в котором, как в роднике, отразилась душа народа! Безграничное разнообразие красок находили композиторы, обращаясь к сказке.

Сказочное море и волшебство сказки станут истинным призванием Римского-Корсакова, его «родом творчества» в музыке.

Римский-Корсаков с восторгом вслушивался в родные мелодии, собирал русские песни. Наконец композитор нашел необыкновенно подходящую для оперного либретто пьесу — драматическую сказку Островского «Снегурочка».

Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства, чем царство берендеев с их чудным царем…

Чудесная встреча с огнедышащей головой, полет Руслана и Черномора над лесами и долами, аромат русской старины, а главное — музыка Глинки, озаренная светом поэзии Пушкина, увлекли молодого Римского-Корсакова, когда он впервые услышал волшебную оперу «Руслан и Людмила». Эту оперу он считал лучшей на свете. И пронес любовь к ней через всю жизнь.

Позднее, готовя к печати партитуры Глинки, он бесконечно восхищался ими:

Как у него все тонко и в то же время просто и естественно и какое знание голосов и инструментовки! Я с жадностью вбирал в себя все его приемы… И это было для меня благотворной школой, выводившей на путь современной музыки…

В опере Глинки мастерски соединены самые разные темы: это и воспевание любви, и прославление героизма витязя Руслана, и любование колоритными восточными образами. Конечно, сказка была бы невозможна без появления таинственных существ — забавных и страшных, без вмешательства волшебников в жизнь «обычных» героев.

Но самым главным в опере «Руслан и Людмила» становится, по убеждению известного критика Германа Лароша, «глубокое благоговение пред нашею поэтическою стариной».

Камерный оркестр Московской консерватории

Камерный оркестр Московской консерватории был организован в 1961 году народным артистом Армянской ССР, лауреатом государственной премии СССР, профессором М.Н. Тэрианом. Тогда в его состав вошли студенты и аспиранты консерватории, воспитанники Д.Ф. Ойстраха, Л.Б. Когана, В.В. Борисовского, С.Н. Кнушевицкого и самого М.Н. Тэриана. Уже через два года после создания Камерный оркестр с успехом выступил на Международном конкурсе Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Хельсинки, знаковым в истории оркестра стал 1970 год, когда в Западном Берлине состоялся Международный конкурс молодежных оркестров, организованный «Фондом Герберта фон Караяна». Успех Камерного оркестра Московской консерватории превзошел все ожидания. Жюри единодушно присудило ему I премию и Большую золотую медаль.

«Исполнение оркестра отличается точностью строя, тонкой фразировкой, разнообразием нюансов и чувством ансамбля, что является несомненной заслугой руководителя оркестра — прекрасного музыканта, мастера камерного ансамбля, замечательного педагога, профессора М.Н. Тэриана. Высокий профессиональный уровень оркестра позволяет исполнять сложнейшие произведения русской и зарубежной классики, а также произведения советских композиторов» — так отзывался об оркестре Дмитрий Шостакович.

С 1984 года оркестром руководил народный артист РФ, профессор Г.Н. Черкасов.

С 2002 года руководство оркестр принял С.Д. Дяченко, выпускник Московской консерватории по трём специальностям (классы С.С. Алумяна, Л.И. Ройзмана, по оперно-симфоническому дирижированию — Л.В. Николаева и Г.Н. Рождественского).

За период с 2002 по 2007 годы. Камерный оркестр осуществил 95 концертов и выступлений. Оркестр принял участие в 10 международных фестивалях, таких как:

XXII и XXIV художественный фестиваль «Апрельская весна» в Пхеньяне, 2004 и 2006 II и IV международный фестиваль «Вселенная звука», БЗК, 2004 и 2006 Международная неделя консерваторий в Санкт-Петербурге, 2003 Международный культурный фестиваль в Иломанси (Финляндия), (дважды) 2003 и 2004 Международный фестиваль современной музыки «Московские встречи», 2005 XVII Международный фестиваль православной музыки в России, БЗК, 2005 III фестиваль Испанской музыки в Кадисе, 2005 Фестиваль «Три возраста Московской консерватории», г. Гранада (Испания)

Оркестр принял участие в 4 отечественных фестивалях:

Фестиваль памяти С. Прокофьева, 2003 VII музыкальный фестиваль им. Г. Свиридова, 2004, Курск Фестиваль «Вифлеемская звезда», 2003, Москва Фестиваль «60 лет памяти. 1945–2005 год», Малый зал Московской консерватории

В качестве солистов выступали профессора и педагоги консерватории: Владимир Иванов, Ирина Куликова, Александр Голышев, Ирина Бочкова, Дмитрий Миллер, Рустем Габдуллин, Юрий Тканов, Галина Ширинская, Евгений Петров, Александр Бобровский, Денис Шаповалов, Михаил Готсдинер, Светлана Теплова, Ксения Кнорре. Список велик, его можно продолжить. И это не только педагоги Московской консерватории, но и солисты филармонии, молодые и яркие музыканты, лауреаты международных конкурсов.

Оркестр участвовал в фестивале «Международная неделя консерваторий» в Санкт-Петербурге (2003 год), в московских фестивалях «Памяти Сергея Прокофьева» (2003 год), «Вселенная звука» (2004 год), «60 лет памяти» (2005 год), а также фестивале в Финляндии (г. Иломанси, 2003 и 2004 гг.) и др.

Художественный руководитель и коллектив оркестра удостоены четырёх золотых призов на международном фестивале искусств «Апрельская весна» в КНДР (г. Пхеньян, 2004 г.).

Одаренность участников, упорная повседневная работа определили сочность и красоту звучания, подлинное проникновение в стиль исполняемых произведений. За более чем 40 лет работы накоплен огромный репертуар из произведений русских и зарубежных классиков, произведений современных композиторов.

В 2007 году был приглашен новый художественный руководитель и дирижер оркестра — Заслуженный артист России Феликс Коробов. Был проведен конкурс и в новый состав оркестра вошли не только студенты, но и аспиранты МГК им. П. И. Чайковского.

За время своего существования оркестр неоднократно выступал со многими выдающимися музыкантами — дирижером Саулюсом Сондецкисом, скрипачкой Лианой Исакадзе, пианистом Тиграном Алихановым, ансамблем солистов «Московское трио» и другими.

В репертуаре коллектива — музыка для камерного оркестра от эпохи барокко до произведений современных авторов. Вдохновенная игра молодых музыкантов привлекла к нему множество поклонников, которые наверняка будут рады тому, что в 2009 году у оркестра появился свой абонемент в залах Московской консерватории.

Многие композиторы пишут специально для этого коллектива. В традициях Камерного оркестра — постоянное сотрудничество с кафедрами композиции и инструментовки. Ежегодно оркестр принимает участие в концертах кафедры композиции в Большом зале консерватории.

Оркестр гастролировал в Бельгии, Болгарии, Венгрии, Германии, Голландии, Испании, Корейской республике, Румынии, Португалии, Чехословакии, Польше, Финляндии, Югославии, в странах Латинской Америки и везде его выступления сопровождались успехом у публики и высокими оценками прессы:

«Оркестр обладает идеальным звучанием и прекрасной нюансировкой, что характерно только для больших музыкантов» (Мексика)

«С огромным удовольствием мы прослушали концерты Камерного оркестра Московской консерватории. Сочетание мастерства с одной стороны и молодости с другой, чистота тона, динамизм исполнения — феноменальны. Наши впечатления огромны. Такие концерты не забываются очень долго» (Белград).

«Камерный оркестр Московской консерватории превзошел свою собственную легенду. Здесь очень талантливая молодежь, это оркестр, демонстрирующий свое великолепие и понимающий основную мысль интерпретатора» (Берлин).

«Почти невероятно, что оркестр, состоящий из столь молодых людей, может проявить в интерпретации музыкального произведения такое утонченное, зрелое, высокопрофессиональное мастерство» (Кельн).

Феликс Коробов

Выпускник Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского по классу виолончели, по специальности оперно-симфоническое дирижирование и аспирантуры МГК по специальности струнный квартет.

Дирижерскую карьеру начал в Государственном академическом симфоническом оркестре России (ГАСО).

В дальнейшем в течение трех сезонов совмещал должность главного дирижера в двух ведущих московских театрах — Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко и Московском театре «Новая опера» им. Е. Колобова, где поставил такие спектакли, как «Норма», «Царская невеста» и др.

С сентября 2004 года — главный дирижер Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.

В качестве музыкального руководителя и дирижера выпустил спектакли: «Аида», «Травиата», «Сила Судьбы» (Дж. Верди); «Вертер», «Манон» (Ж. Массне); «Гамлет (датский) (российская) комедия» (В.А. Кобекин); «Евгений Онегин» (П.И. Чайковский); «Итальянка в Алжире» (Д. Россини); «Каменный цветок», «Золушка», «Война и Мир» (С.С. Прокофьев); «Кафе „Сократ“» («Бедный Матрос» Д. Мийо, «Сократ» Э. Сати); «Майская ночь, или Утопленница» (Н.А. Римский-Корсаков); «Маленькая смерть. Шесть танцев» (балет Килиана на музыку В.А. Моцарта); «Манон» (балет К. МакМиллана на музыку Ж. Массне); «Медея» (Л. Керубини); «Неаполь» (на музыку Н. Гаде, Э. Хельстеда, Х.С. Паулли, Х.К. Лумбю); «Песни у колодца. Слепые» (Л. Ауэрбах, Е. Лангер); «Русалочка», «Татьяна» (Л. Ауэрбах); «Царь Эдип» (И. Стравинский); «Замок Герцога Синя Борода» (Б. Барток) и др.

Сотрудничал с выдающимися балетмейстерами — Джоном Ноймайером («Чайка», «Русалочка», «Татьяна»), Олегом Виноградовым («Золушка»), Юрием Григоровичем («Каменный цветок»). С Юрием Вамошем осуществил постановку балета «Спартак» в Оперном театре Дюссельдорфа.

Ввел в театре практику симфонических концертов, представив вечера музыки Рахманинова, Равеля, Шостаковича, Бетховена и др. В качестве солистов в концертах оркестра театра участвовали Пауль Бадура-Шкода (Австрия), Дмитрий Башкиров, Денис Мацуев, Саяка Сёдзи, Хибла Герзмава, Сергей Лейферкус, Владимир Галузин и многие другие.

В 2008 году под управлением Ф. Коробова в Австрии был выпущен первый компакт диск оркестра (Брамс. Солист Пауль Бадура-Шкода).

В московском театральном репертуаре Ф. Коробова свыше 30 оперных спектаклей, в том числе пять опер Н.А. Римского-Корсакова, оперы Чайковского, Россини, Пуччини…

Активно гастролирует как дирижер и виолончелист. Сотрудничал с симфоническими оркестрами в России, в Германии, Финляндии, Италии, Китае, Эстонии, Латвии, Испании, Грузии, США др.

Первый исполнитель (как виолончелист и дирижер) многих произведений современных композиторов. Осуществил мировые премьеры опер В. Кобекина, Л. Ауэрбах, Е. Лангер, восстановление и премьеру утерянной оперы Алябьева.

С 2007 года — Художественный руководитель и главный дирижер Камерного оркестра Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.

С 2017 года сотрудничает с театром alla Scala — постановки «Онегин» (2017), «Манон» (2018), «Спящая красавица» (2019), Баланчин/Килиан/Бежар (2019), «Онегин» (2019).

Вениамин Смехов

Российский актер, режиссер и писатель. Окончил с отличием театральное училище им. Щукина при театре Вахтангова. С первых дней театра на Таганке — ведущий актер, режиссер, член художественного совета и соавтор Ю. П. Любимова. На сцене «Таганки» самые известные роли Вениамина Смехова в спектаклях Любимова: «Антимиры», «Павшие и живые», «Жизнь Галилея», «Послушайте», «Час пик», «Гамлет», «Ревизская сказка», «Дом на набережной», «Мастер и Маргарита» и др.; в спектакле А. В. Эфроса «На дне»; в сольном авторском вечере «В поисках жанра».

Как режиссер осуществил постановки на центральном телевидении и в драматических театрах Москвы, Санкт Петербурга, Омска, Таллинна, Чикаго, Иерусалима, Марселя, Мюнхена и др. Поставил ряд оперных спектаклей в Германии, Нидерландах, Чехии, в том числе: «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева, «Дон Паскуале» Доницетти, «Трагедия Кармен» Бизе-Констана, «Пиковая дама» Чайковского, «Фальстаф» Верди и др.

Автор книг «В один прекрасный день» (1986, «Советский писатель»), «Театр моей памяти (2000, «Вагриус»), «Эйфоризмы (2006, «Петрополь»), «Золотой век Таганки» (2012, «Старое кино»), «Записки на кулисах» (2016, «Старое кино»), «Здравствуй, однако…» (2018, «Старое кино»), «Жизнь в гостях» (2020, «Старое кино»). В 2010 — трехтомник «Та Таганка», «В жизни так не бывает» и «Али-баба и другие». Автор многочисленных инсценировок, наиболее известные из них: «Послушайте», «Час пик», «Али-баба и 40 разбойников» и др.

Самые популярные из киноролей — Смок («Смок и малыш»), Атос («Три мушкетера»), Кюре («Ловушка для одинокого мужчины»), Илья Орлов (сериал «Монте-Кристо») и др.

Большим успехом пользуются аудиокниги в исполнении В. Смехова («Мастер и Маргарита», «12 стульев», «По ком звонит колокол», «Пиковая дама», «Вий», «Колымские рассказы», «Вальпургиева ночь», «Шишкин лес» и др).

Автор телевизионной программы «Театр моей памяти» (1994-1997, ГТРК, «Культура»). 2009-2011 — ведущий ТВ-программ «Дело темное с Вениамином Смеховым» (НТВ) и «Таланты и поклонники» (ТВЦентр). Автор и исполнитель цикла телефильмов «Я пришел к вам со стихами», «Послушайте», «Золотой век Таганки» («Культура»), соавтор ТВ-фильмов «Двенадцать месяцев танго» («Звезда», 2011), «Кинозвезда между серпом и молотом» («Культура», 2013), «Портрет на фоне времени» («Культура», 2013), «Последний поэт великой войны» («Культура, 2015), «Борис Заборов. В поисках утраченного времени». («Культура», 2015), «Единица хранения» («Культура, 2017).

До 2022 года Вениамин Смехов играл в спектаклях «Пастернак. Сестра моя жизнь», «Берегите ваши лица» («Гоголь-центр»), «Иранская конференция» (Театр Наций), в театре на Таганке «Флейта-позвоночник».

Федор Безносиков

Родился 4 марта 1993 года. В возрасте четырёх лет начал обучаться игре на скрипке, в 2017 году закончил МГК им. П. И. Чайковского в классе заслуженного артиста России В. М. Иванова. По камерному ансамблю обучался в классе А. З. Бондурянского. Закончил ассистентуру-стажировку МГК им. П. И. Чайковского на двух факультетах — сольное и камерное исполнительство, после чего стал ассистентом В. М. Иванова в МГК им. П. И. Чайковского. В данный момент Федор является преподавателем МГК им. П. И. Чайковского на кафедре скрипке, а также получает второе высшее образование, получив грант Президента РФ на обучение в МГК им. П. И. Чайковского на факультете оперно-симфонического дирижирования в классе Народного артиста России Феликса Коробова. С 2021 года является ассистентом дирижера в МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко.

Федор Безносиков лауреат множества международных и всероссийских конкурсов как сольно, так и в составе фортепианного трио. В период обучения в консерватории Федор стал обладателем II премии второго Международного конкурса скрипачей им. В.Спивакова в г. Уфа, II премии IV международного конкурса скрипачей им. Янкелевича в г. Омске, Гран-при 8 международного фестиваля в г. Лутраки, Греция, и лауреатом первой степени фестиваля романтической музыки, г. Москва. В составе фортепианного трио завоевал первую премию 15 международного конкурса камерных ансамблей им. М. Юдиной, г. Санкт-Петербург, вторую премию второго всероссийского конкурса им. камерных ансамблей и третью премию третьего международного конкурса камерных ансамблей им. Н. Рубинштейна. В 2006 и 2008 году Федору была присуждена государственная премия по поддержке талантливой молодежи. Федор является стипендиатом благотворительного фонда «Новые имена» и международного благотворительного фонда Владимира Спивакова.

Федор ведет активную концертную деятельность в лучших залах России в качестве дирижера, солиста и участника камерных ансамблей. С 2016 по 2020 год Федор являлся артистом государственного камерного оркестра Виртуозы Москвы под управлением Владимира Спивакова, после чего сосредоточился на дирижёрской деятельности.

Федор сольно, в качестве дирижера, в составе камерных ансамблей и в составе оркестра выступал на многих престижных площадках мира, включая Большой зал консерватории, Концертный зал им. Чайковского, Карнеги-холл (г. Нью-Йорк), Чикаго симфони холл (г. Чикаго), Мюзикферайн (г .Вена), Берлинская Филармония (г. Берлин), Моцартеум (г. Зальцбург). Гастролировал с концертами в Германии, Испании, Эстонии, Китае, Австрии, США. В качестве дирижера и солиста выступал с такими оркестрами, как ГКО «Виртуозы Москвы» под управлением В. Спивакова, оркестр центра им. П. Слободкина, Камерный оркестр МГК им. П. И. Чайковского под управлением Ф. Коробова, оркестр Музыкального Академического Музыкального Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, Омский Филармонический Симфонический оркестр, Симфонический оркестр Тольяттинской филармонии и многими другими. В 2021 году в составе струнного секстета осуществил запись диска на лейбле «Мелодия».