Концерт «Скрипичный ансамбль Большого театра России «Возвращение легенды» | Музей Новый Иерусалим
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Государственный историко-художественный музей
      • Режим работы
        • ВТ 10:00 - 19:00
        • СР 10:00 - 19:00
        • ЧТ 10:00 - 20:00
        • ПТ 10:00 - 20:00
        • СБ 10:00 - 20:00
        • ВС 10:00 - 19:00
        • ПН Выходной
  • Ru En
Концерт «Скрипичный ансамбль Большого театра России «Возвращение легенды»
Внимание! Концерт переносится с 3 апреля на 2 мая. Все приобретенные билеты на отменный концерт будут действительны. Проносим извинения за доставленные неудобства!

2 мая в 15.00 на сцене Государственного историко-художественного музея «Новый Иерусалим выступит ансамбль скрипачей Большого театра России в рамках временной выставки «Азбука шедевра» (в стоимость билета входит посещение выставки).

Скрипичный ансамбль Большого театра России был создан в 1956 году народным артистом РСФСР Юлием Марковичем Реентовичем.

С самых первых выступления ансамбль завоевал любовь широкой публики и признание профессиональных музыкантов: не только в Советском союзе, но и за рубежом. «Поражает удивительное единство и творческая дисциплин исполнителей. Все участники этого коллектива — талантливые музыканты с яркими индивидуальными качествами» — так об ансамбле скрипачей написала сорок лет назад газета «Нью-Йорк Таймс». Позже пресса Италии назовет знаменитый коллектив лаконично: «семнадцать чемпионов смычка». Записи ансамбля звучали по радио и телевидению, выпускались на грампластинках огромными тиражами. Ансамбль занимался распространением лучших образцов классической и современной музыки, при этом каждый артист ансамбля продолжал участвовать в оперных, балетных постановках и концертных программах Большого театра СССР. А зрители, в свою очередь, не уставали отмечать невероятную технику, исключительную сыгранность, тонкую музыкальность ансамбля.

В начале девяностых годов прошлого века в творческой жизни ансамбля наступает двадцатилетний перерыв. Однако все лучшее неизменно возрождается. 28 мая 2014 года ансамбль в новом составе дал первый сольный концерт. Идут годы — концертная деятельность коллектива продолжается.

На самом первом выступлении ансамбля в 1956 году присутствовал Дмитрий Шостакович. Услышав в исполнении артистов «Вечное движение» Паганини, он воскликнул: «Первые шаги ансамбля убеждают нас в том, что будущее коллектива прекрасно!». Годы подтверждают слова великого композитора.

За время своего существования Ансамбль скрипачей Большого театра дал около трех тысяч концертов. Репертуар ансамбля постоянно расширялся, а некоторые композиторы-современники создавали свои музыкальные сочинения специально для коллектива с учетом его особенностей. Так появилась «Камерная сюита» Родиона Щедрина, «Ария» Евгения Светланова, «Дивертисмент» Игоря Фролова. Специальные обработки и переложения пишут и сами артисты ансамбля.

Геннадий Рождественский сказал об Ансамбле скрипачей Большого театра так: «Труд артистов оркестра, помимо всего прочего (а как часто об этом забывают!), это еще и тяжелый физический труд. В театральном оркестре нагрузка увеличивается из-за масштаба исполняемых произведений. Утомляемость, а, следовательно, и усталость артиста оркестра велика, а ведь на следующее утро он должен быть опять в театре, чтобы репетировать новое произведение, оперу или балет, готовящийся к постановке… Где взять время для какой-то дополнительной работы? Не слишком ли это много? Да, это слишком много. Но настоящий музыкант без этого «слишком много жить не может». Это «слишком много» нужно ему как воздух. И вот между репетициями и спектаклями, а иной раз и после спектакля собираются скрипачи оркестра Большого театра, чтобы поиграть музыку, написанную специально для их инструмента — скрипки. Для того, чтобы ощутить себя в новом качестве солиста-ансамблиста, чтобы в повседневном рабочем процессе избежать самого опасного для искусства — инерции! И они работают тщательно, скрупулезно. Ведь их задача зачастую труднее, чем задача скрипача-солиста — они делают виртуозный репертуар достоянием коллектива».

Изумительная синхронность — результат не только творческой дисциплины, необыкновенной виртуозности, исполнительной точности. Здесь гораздо больше — удивительное совпадение эмоций, темпераментов, уровня технического мастерства, умение чутко слушать не только себя или соседей, но и весь ансамбля в целом. Разумеется, всего его участники — скрипачи высокого класса, для которых, кажется, не существует технических или звуковых трудностей. Только при таком редком единстве музыки и исполнительской техники мог возникнуть столь удивительный и такой чудесный ансамбль. Что особенно приятно — именно настойчивой работой над каждым произведением и рождены то высочайшее мастерство, артистизм и одухотворенность, которые отличают исполнительскую культуру ансамбля.

Эти слова принадлежат Народному артисту СССР, лауреату Ленинской и Государственной премии Давиду Ойстраху.

«Инициатором создания коллектива был выдающийся советский музыкант, народный артист РСФСР Юлий Реентович. В нем счастливо сочетались редкие качества талантливого музыканта и прекрасного организатора. Первый среди равных так хочется назвать этого художественного руководителя, авторитет которого среди его «подопечных» был непререкаем. Привлекала истинно одухотворенная атмосфера на репетициях ансамбля. В процессе работы Реентович не навязывал, не диктовал свои взгляды на исполняемое. Он обладал важным качеством — умением слушать других, и поэтому каждый артист чувствовал себя творцом, вносил свое в общую трактовку произведения» — из статьи об ансамбле скрипачей народный артиста СССР, лауреата Ленинской и Государственной премии Евгения Светланова.

В программе:

А. Дворжак — Цыганская мелодия А. К. Глазунов — Антракт из балета «Раймонда» М. П. Мусоргский — «Ночь на лысой горе» И. Э. Шуберт — Баллада «Лесной царь» С. В. Рахманинов — Вокализ Н. А. Римский Корсаков — Полёт шмеля из оперы «Сказка о царе Салтане» П. И. Чайковский — Скерцо Ю. Х. Сибелиус — Грустный вальс П. И. Чайковский — «День ли царит» Дж. Россини — Увертюра к опере «Сорока —воровка» Ф. Крейслер — Вариации на тему Корелли Г. Динику — Мартовский хоровод Б. Сметана — Полька из оперы «Проданная невеста» К. Дебюсси — «Лунный свет»

Продолжительность — 1 час 20 минут без антракта.