ПРОГРАММА
I. Дмитрий Шостакович (1906—1975) Квинтет для фортепиано 2-х скрипок, альта и виолончели, ор. 57 g-moll (1940) I. Prelude: Lento — poco piu mosso — Lento II. Fugue: Adagio III. Scherzo: Allegretto IV. Intermezzo: Lento V. Finale: Allegretto
II. Мечислав Вайнберг (1919—1996) Квинтет для фортепиано, 2-х скрипок, альта и виолончели, ор. 18 f-moll (1944) I. Moderato con moto II. Allegretto III. Presto IV. Largo V. Allegro agitato
ИСПОЛНИТЕЛИ: Лауреат международных конкурсов Арсений НИКОЛАЕВ-ТАРАСЕВИЧ (фортепиано) Струнный Квартет камерного ансамбля «СОЛИСТЫ МОСКВЫ» в составе: Кирилл КРАВЦОВ (скрипка) Михаил ФЕЙМАН (скрипка) Андрей УСОВ (альт) Алексей НАЙДЁНОВ (виолончель)
Шостаковича и Вайнберга связывали 30 лет дружбы, начавшейся во время войны, когда начинающий композитор, находясь в эвакуации в Ташкенте и работая в местном оперном театре, послал Шостаковичу рукопись своей Первой симфонии. Сочинение понравилось, а Вайнберга Шостакович пригласил в Москву, куда тот переехал в 1943. Жизнь и судьба Мечислава Вайнберга, бежавшего из Варшавы в 1939, чудом уцелевшего, оказавшегося сначала в Минске, а потом в Москве, прошедшего через репрессии и только в 1960-е узнавшего о гибели всей семьи в концлагере, — это страшное свидетельство эпохи и одновременно памятник человеческому духу. Для Вайнберга автор Пятой симфонии был учителем и «маяком», на который он ориентировался: «Школа Шостаковича является основой моей творческой работы. Я чувствовал себя счастливым человеком, потому что мог показать свои произведения лучшему композитору двадцатого века. Это была честь, и она подсознательно активизировала сочинительство музыки». Шостакович относился к младшему коллеге как к равному, искренне восхищался его талантом, посвятил Вайнбергу Десятый струнный квартет, доверял исполнение своих сочинений. Двух великих музыкантов XX века многое объединяло как людей и художников: обостренная реакция на действительность, склонность к монументальности и философским раздумьям, широта образной и жанровой сфер, полифоническое мышление. Камерно-инструментальный жанр всегда занимал огромное место в наследии композиторов, был их творческой лабораторией, позволявшей высказывать самые сокровенные мысли и чувства, поднимаясь на уровень симфонических концепций. Все перечисленное позволяет не только сравнивать музыкантов, но и соединить их сочинения в одной программе.
Для Шостаковича и Вайнберга темы войны и мира, добра и зла — главные «болевые точки» их творчества. Камерные произведения Шостаковича конца 1930-х годов полны тревожных ожиданий и раздумий о судьбе человека, они звучат как пророчества грядущих событий, воплощенных с трагедийной силой в военных симфониях и квартетах, а для Вайнберга тема войны стала личной миссией: «Я считаю своим нравственным долгом писать о войне, о том страшном, что случилось с людьми в нашем веке».
Квинтет для 2-х скрипок, альта, виолончели и фортепиано, ор.57 (1940) Дмитрия Шостаковича — возможно, важнейшее произведение этого жанра в музыке ХХ столетия. Пять контрастных частей Квинтета далеки от классического цикла, их отличает симфонический масштаб и удивительная целостность. Каждая часть отсылает слушателя к одной из прошедших эпох. Прелюдия и фуга — барочный диптих. Скерцо — венский классицизм. Интермеццо — старинная ария и одновременно русская песня. Финал возвращает к традициям жанра камерной симфонии, где свет побеждает тьму. После триумфальной премьеры Квинтета в Малом зале Московской консерватории 23 ноября 1940 года сочинение с годами приобрело невиданную популярность и входит в репертуар всех ведущих ансамблей камерной музыки.
Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели, ор. 18 (1944) Мечислава Вайнберга — одно из первых зрелых сочинений двадцатипятилетнего композитора, появившееся в короткий промежуток между двумя наиболее драматичными периодами его жизни. Квинтет развивает трагедийную линию творчества Вайнберга, здесь с необыкновенной силой проявилось его симфоническое мышление. В яркой, эмоционально насыщенной музыке присутствует конфликт двух основных образных сфер — элегической лейттемы Главной партии и хоральной темы Побочной. Скерцозность и танцевальность как проявления жизненного начала господствуют во второй и третьей частях. Драматургическим центром выступает медленное Largo — суровый и патетический монолог, за которым следует трагический финал. Невольно вспоминаются слова композитора: «Как пылинка, я был втянут в чудовищное вращение кровавой машины времени, все нити, связывающие меня с семьей, юностью, пианизмом, должны были быть оборваны, я чудом должен был остаться в живых». После премьеры в марте 1945 Квинтет Вайнберга сразу занял достойное место в ряду выдающихся опусов данного жанра — квинтетов Шумана, Брамса, Танеева и Шостаковича. «Эта музыка написана кровью сердца. Она ярка и образна, в ней нет ни одной пустой, безразличной ноты; все пережито и осмыслено, выражено композитором правдиво и страстно» , — так писал о Квинтете своего друга и коллеги Дмитрий Шостакович.
Вступительное слово: музыковед ЮЛИЯ ДЕ-КЛЕРК
Привилегии зрителям
В дни проведения цикла «Время, вперед!» зрители смогут по билетам на концерты посетить все выставки музея «Новый Иерусалим» , в том числе выставку «Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви», вдохновившую на создание цикла.
Для зрителей, решивших посетить несколько концертов цикла, действует специальная скидка — 20% . Она сработает при оформлении билетов на два и более концерта цикла в одном заказе.
Чтобы воспользоваться скидкой: •выберите подходящие места на любой концерт цикла, положите в корзину билеты, нажав кнопку «Купить» •перейдите к выбору мест на другой концерт цикла, затем также нажмите кнопку «Купить» •при желании продолжите покупку на другие концерты цикла или перейдите к оплате — ваша скидка уже на месте — вы увидите ее в итоговой стоимости заказа.
Количество мест на каждый концерт не имеет значения, главное условие — чтобы при покупке в вашем заказе содержались билеты на концерты разных дней цикла (два или больше).