Концерт Московского камерного оркестра Musica Viva | Музей Новый Иерусалим
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Государственный историко-художественный музей
      • Режим работы
        • ВТ 10:00 - 19:00
        • СР 10:00 - 19:00
        • ЧТ 10:00 - 20:00
        • ПТ 10:00 - 20:00
        • СБ 10:00 - 20:00
        • ВС 10:00 - 19:00
        • ПН Выходной
  • Ru En
Концерт Московского камерного оркестра Musica Viva
19 ноября в 17.00 на сцене музея «Новый Иерусалим» выступил Московский камерный оркестр Musica Viva — один из ведущих коллективов России, в нетривиальных программах которого наряду с общепризнанными шедеврами звучат музыкальные редкости. Солирует Александр Рудин.
В программе:

П. И. Чайковский. Элегия М. Ю. Виельгорский. Тема с вариациями для виолончели с оркестром А. К. Глазунов. Мелодия для виолончели и струнного оркестра. Солист — Александр Рудин А. С. Аренский. Вариации на тему «Был у Христа-младенца сад» для струнных Д. Д. Шостакович. «Квартет № 8» в переложении для струнного оркестра Р. Баршая

Продолжительность — 1 час 40 минут, с антрактом.

Московский камерный оркестр Musica Viva

История оркестра ведет отсчет с 1978 года, когда скрипач и дирижер В. Корначев основал музыкальный ансамбль из 9 человек, молодых энтузиастов, недавних выпускников Московских музыкальных вузов. В 1988 году ансамбль, к тому моменту выросший в оркестр, возглавил Александр Рудин, который и придумал имя «Musica Viva» (живая музыка — лат.). Под его руководством оркестр обрел уникальное творческое амплуа и достиг высокого уровня исполнительского мастерства и вошел в число ведущих оркестров России.

Сегодня Musica Viva — универсальный музыкальный коллектив, свободно чувствующий себя в самых разных стилях и жанрах. В нетривиальных программах оркестра наряду с общепризнанными шедеврами звучат музыкальные редкости. Оркестр, владеющий многими исполнительскими стилями, всегда стремится максимально приблизиться к изначальному облику произведения, подчас уже неразличимому за плотными наслоениями исполнительских штампов. Квинтэссенцией творческих проектов оркестра стал особый концертный цикл в Московской филармонии — «Шедевры и премьеры», в котором музыкальные шедевры предстают в первозданном великолепии, а извлеченные из небытия музыкальные раритеты становятся подлинными открытиями.

Большое место в репертуаре оркестра занимает исполнение незаслуженно забытых произведений: в исполнении оркестра впервые в России прозвучали сочинения Генделя, сыновей И. С. Баха, Чимарозы, Диттерсдорфа, Дюссека, Плейеля, Триклира, Фолькмана, Козловского, Фомина, Виельгорского, Алябьева, Дегтярева и многих других. Широкий стилевой диапазон оркестра позволяет коллективу на равно высоком уровне исполнять как музыкальные раритеты, так и произведения современных композиторов. В разные годы Musica Viva осуществил премьеры сочинений В. Артёмова, А. Пярта, А. Саллинена, В. Сильвестрова и других.

В течение последнего десятилетия Musica Viva успешно осуществляет крупные проекты — оперы в концертном исполнении и оратории с участием выдающихся зарубежных певцов и дирижеров. Под руководством Александра Рудина в Москве были исполнены мессы и оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года», оперы «Идоменей» Моцарта, «Оберон» Вебера, «Фиделио» Бетховена, Реквием Шумана, оратории «Торжествующая Юдифь» Вивальди и «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярева, оратория «Павел» Мендельсона. Впервые в России были исполнены кантата Генделя «Аполлон и Дафна» и его серената «Ацис, Галатея и Полифем», а также серената «Марк Антоний и Клеопатра» и оратория «Паломники ко Гробу Господню» Хассе. В сотрудничестве с британским маэстро Кристофером Мулдсом осуществлены российские премьеры опер Генделя «Орландо», «Ариодант» и оратории «Геркулес».

Musica Viva привлекает к сотрудничеству крупнейших музыкантов мира, в их числе Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Кристиан Тецлафф, Томас Цетмайр, Владимир Юровский, Андраш Адориан, Роберт Левин, Андреас Штайер, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Иван Монигетти, Николай Луганский, Борис Березовский, Алексей Любимов, Джулиано Карминьола, Изабель Фауст, Руль Дильтинс, примадонны мировой оперной сцены: Джойс ДиДонато, Анник Массис, Вивика Жено, Дебора Йорк, Сюзан Грэм, Малена Эрнман, Стефани д`Устрак, Хибла Герзмава, Юлия Лежнева и др. С оркестром выступал всемирно известный хор Collegium Vocale, хор «Латвия».

Musica Viva — постоянный участник международных музыкальных фестивалей. Оркестр гастролировал в Германии, Франции, Нидерландах, Италии, Испании, Бельгии, Японии, Латвии, Чехии, Словении, Финляндии, Турции, Индии, на Тайване. Ежегодно гастролирует по городам России.

В области звукозаписи оркестром выпущено несколько десятков дисков на различных фирмах: «Русский Сезон» (Россия-Франция), Olympia и Hyperion (Великобритания), Тudor (Швейцария), Fuga Libera (Бельгия), «Мелодия» (Россия), Chandos (Великобритания). Золотой коллекцией можно назвать записи оркестра с маэстро А. Рудиным в качестве солиста: Виолончельные концерты Ж.-Б. Триклира, Концерт для виолончели Н. Мясковского, А. Крафта, Виолончельные концерты композиторов эпохи барокко, получившие восторженные отзывы международных критиков. «Григ-альбом» знакомит слушателей с А. Рудиным — не только дирижером и виолончелистом, но и мастером оркестровки. На диске представлены камерные сочинения Эдварда Грига в оригинальной оркестровой версии А. Рудина. Также особый интерес представляют диски из произведений А. Алябьева, М. Глинки, Семьи Черепниных, а также live-альбомы — записи Третьей и Шестой симфоний Бетховена из Большого зала консерватории. В 2019 г. фирма Naxos выпустила альбом Симфоний И. Стамица.

В течении многих лет деятельность оркестра поддерживается Грантом Президента Российской Федерации. В сезоне 2018/2019 г. г. оркестр Musica Viva отметил 40 лет со дня своего основания.

Александр Рудин

Александр Рудин — один из самых ярких представителей современного отечественного музыкального искусства. Виолончелист с мировым именем, дирижер, сотрудничающий как с симфоническими, так и с камерными оркестрами, пианист, выдающийся ансамблист, педагог — профессор Московской консерватории, исследователь старинных партитур, автор оркестровых редакций камерных произведений, составитель уникальных тематических циклов, — во всех этих творческих ипостасях Александр Рудин успешно реализует себя. Он принадлежит к новому типу российских исполнителей — типу музыкантов-универсалов. Но даже в ряду своих прогрессивных коллег Александр Рудин предстает личностью неординарной: разносторонне одаренной, с удивительной интенсивностью работающей в самых разных сферах музыкального искусства и вместе с тем — очень цельной и органичной. В своем творчестве исполнитель строго следует избранному пути — пути поисков и экспериментов в русле чистой академической традиции. «Музыка существует не на „бис“, — считает Александр Рудин. — Ее нельзя низводить до уровня развлечения».

Репертуар Александра Рудина поистине безграничен и охватывает произведения для виолончели четырех столетий — как самых известных, так и никогда не исполнявшихся. Благодаря вниманию музыканта к забытым страницам музыкальной истории, меломаны всего мира впервые услышали и много новых сочинений: «Тема с вариациями» для виолончели с оркестром М. Виельгорского, виолончельные концерты Лео, Крафта, Триклира, Фациуса, Фолькмана, Первый виолончельный концерт Дворжака, авторские версии сочинений для виолончели с оркестром П. И. Чайковского — Вариации на тему рококо и Pezzo-capriccioso. Вместе с оркестром «Musica Viva», который А.Рудин возглавляет с 1988 года, московской публике впервые в современной России были представлены произведения Ф. Э. Баха, А. Сальери, И. Плейеля, Я. Дюссека, К. Диттерсдорфа, О. Козловского, В. Пашкевича, А. Алябьева.

Будучи музыкантом, получившим традиционное академическое образование, Александр Рудин в свое время увлекся аутентичным исполнением старинной музыки, со временем придя к естественному синтезу обоих направлений. В своей сегодняшней концертной практике А. Рудин совмещает игру на современном инструменте и виоле-да-гамба, играет как в традиционной манере музыку романтиков, так и «исторически корректно» произведения эпохи барокко и шедевры классиков. «Аутентичная» линия работы с оркестром вылилась в сотрудничество с целым рядом мировых знаменитостей, известных специалистов в этой области. По приглашению А. Рудина оркестром в Москве дирижировали выдающиеся британские дирижеры, «гуру» исторического исполнительства, Кристофер Хогвуд и Роджер Норрингтон.

Еще одним успешным направлением в творчестве А.Рудина явились большие проекты на стыке разных жанров искусства: музыки, хореографии и театра. Такой постановкой с использованием мультимедийных технологий стала опера К.-В. Глюка «Орфей и Эвридика» в парижской редакции, увидевшая свет в юбилейном 40-м сезоне Оркестра Musica viva на сценах Концертного зала им. Чайковского и Государственного Театра оперы и балета Республики Коми.

Значимую часть его репертуара составляют также произведения современных авторов — В. Сильвестрова, В. Артемова, А. Головина, А. Пярта, с которыми его связывает многолетняя творческая дружба. Он был первым исполнителем многих сочинений для виолончели Д. Кабалевского, Э. Денисова.

Среди партнеров Александра Рудина — выдающиеся музыканты современности: Элисо Вирсаладзе, Николай Луганский, Алексей Любимов, Наталья Гутман, британский скрипач Энтони Марвуд, дирижеры Сэр Роджер Норрингтон, Михаил Плетнев, Эри Клас, Саулюс Сондецкис и мн. др.

Педагогическая деятельность А. Рудина связана с Московской консерваторией. Профессор МГК, он преподает камерный ансамбль, считая, что именно в этой сфере может дать студентам больше, чем обучая их «специальности». Помимо этого, А. Рудин дает мастер-классы по всему миру, а также сотрудничает и с молодежными коллективами в качестве дирижера (Симфонический Оркестр студентов Московской консерватории, Молодежный Симфонический оркестр Екатеринбурга и др.).

В области звукозаписи исполнителем выпущено несколько десятков дисков. Знаковыми работами можно назвать записи шести сюит Баха (фирма Naxos), записи виолончельных концертов Ж.-Б. Триклира, Концерта для виолончели Н. Мясковского. «Григ-альбом» знакомит слушателей с А. Рудиным — не только дирижером и виолончелистом, но и мастером оркестровки. На диске представлены камерные сочинения Эдварда Грига в оригинальной оркестровой версии А. Рудина. Также особый интерес представляют диски из произведений А. Алябьева, М. Глинки, Семьи Черепниных, а также live-альбомы — записи Третьей и Шестой симфоний Бетховена и виолончельного концерта А. Крафта из Большого зала консерватории. Альбом виолончельных концертов композиторов эпохи барокко, выпущенный фирмой Chandos в 2016 г., получил восторженные отклики ведущих западноевропейских критиков, в 2019 г. фирма Naxos выпустила альбом Симфоний И. Стамица.

Александр Рудин закончил Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки) по классу виолончели Льва Евграфова и классу фортепиано Юрия Понизовкина в 1983 году. В 1989 году завершил обучение в Московской государственной консерватории по классу дирижирования у Дмитрия Китаенко. Еще во время учебы исполнитель стал лауреатом самых престижных международных конкурсов: И. С. Баха в Лейпциге (1976), Гаспара Кассадо во Флоренции (1979), П. И. Чайковского в Москве (1978, 1982).

Александр Рудин — Народный артист Российской Федерации (2001), лауреат Государственной премии, лауреат Премии Правительства Москвы, кавалер Ордена Дружбы, профессор Московской консерватории. С 1988 года — художественный руководитель и главный дирижер Московского камерного оркестра Musica Viva.