Лекция «БУНТАРИ и ПРОРОКИ НОВОЙ МУЗЫКИ»
Автор и ведущий: музыковед ЮЛИЯ ДЕ-КЛЕРК
Вторая лекция цикла познакомит слушателей с творчеством выдающихся композиторов XX века, новаторов, совершивших революцию в области эстетики и музыкального языка, искавших новые «звуки» и шире — новый музыкальный континуум. Клода Дебюсси по праву считают первым композитором прошлого века, именно он открыл новое качество звука, стал «отцом» сонористики и предвосхитил спектрализм. Призывая профессионалов учиться у Природы и «маленьких народов», не испорченных «европейской цивилизацией», Клод Французский покинул пределы классической тональности, изменив все основные элементы музыкального языка. Его современник русский композитор Александр Скрябин , чье творчество было пронизано идеей синтеза искусств, в частности, звука и света, создал свою «синтетическую гармонию» на основе натуральных обертонов, вырвавшись из плена мажора-минора, и пришел в конце жизни к жесткому отбору и «жертвенному самоограничению».
Исповедуя совершенно иные взгляды, параллельно со Скрябиным совершил свой прыжок в «непросветленную ночь» Арнольд Шёнберг , сначала предложивший миру «атональность», а затем и новую систему композиции — додекафонию. Если Шёнберг освободил диссонанс, то Игорь Стравинский освободил ритм, один искал «запредельных эмоций» и стал главой музыкального экспрессионизма, другой играл со стилями и был признан апологетом неоклассицизма.
Наконец, еще один француз, Оливье Мессиан , принадлежавший к следующему поколению новаторов, удивительным образом трансформировал открытия предшественников и создал собственный музыкальный словарь. В нем пантеизм Дебюсси, синестезия Скрябина, ритмическая изощренность Стравинского и сериализм Шёнберга уживаются с экзотикой Востока.
Концерт «КРАСКИ И ЗВУКИ»
Завершит лекцию концерт из сочинений «первооткрывателей» и их последователей. «Шесть античных эпиграфов» для фортепиано (1914) Клода Дебюсси введут слушателей в атмосферу fin de siècle , когда молодой композитор, вдохновленный поэзией П. Луи, создал один из вокальных шедевров, цикл «Песни Билитис» (1898). Через много лет Дебюсси вернулся к старому сюжету, переработав материал цикла в фортепианную сюиту. Так возникли «Шесть античных эпиграфов», но их музыкальный язык существенно усложнился, прежде всего, за счет ориентальной гармонии и использования различных ладов.
Фортепианные миниатюры Александра Скрябина , созданные им в 1907-е —1910-е продолжат программу. По времени пьесы совпадают с созданием «Поэмы экстаза» (1908) и «Прометеем» (1910) — точкой кульминации. О себе Скрябин говорил: «Я миг, излучающий вечность». Особое внимание к каждому звучащему мгновению, тончайшая детализация, нюансировка сливаются в скрябинском мире со стремлением к всеохватности. Каждая небольшая его пьеса — открытие в гармоническом языке, который неразрывно связан с философской системой.
«Бывают странные сближенья» — такие мысли возникают при прослушивании атональных «Шести коротких пьес» (1911) Арнольда Шёнберга , которые можно назвать «музыкальными афоризмами» из-за максимальной лаконичности (от 9 до 17 тактов). «Подумайте, какая сдержанность нужна, чтобы быть столь кратким. Каждый взгляд можно расширить до поэмы, каждый вздох — до романа. Но: передать роман одним-единственным жестом, счастье одним-единственным вздохом — такая концентрация есть только там, где нет места причитаниям» , — эти слова Шёнберг адресовал веберновским Багателям ор. 9, но они в точности характеризуют его собственные пьесы.
Один из крупнейших новаторов в истории музыкальной культуры XX века, создатель новой системы организации звука, техники «синтетаккорда», «русский Шёнберг», продолживший открытия позднего Скрябина, — композитор Николай Рославец . В программе концерта прозвучит его одночастная Вторая соната для фортепиано in C (1916), в ней свободный полет фантазии сочетается с железной логикой композиции.
Еще одна яркая звезда на небосклоне европейской музыки XX века — Бела Барток , оказавший влияние не только на венгерских композиторов, но и на наших соотечественников. Почти одновременно со Стравинским (интерес к русскому обряду) он обратился к аутентичному фольклору своей страны, открыв первозданную архаику Трансильвании. Древние звукоряды, терпкие гармонии, необычные и лапидарные ритмы стали основой его «нового языка». Семь эскизов для фортепиано (1908—1910) прекрасно иллюстрируют новаторский стиль композитора, неожиданно соединяющего импрессионистические зарисовки в духе Дебюсси, ясные и колоритные примеры песенного фольклора с изощренными и виртуозными экспериментами новой звучности.
Завершит программу концерта Оливье Мессиан и его экзотическая пьеса «Кантейоджайа» (1949), в которой композитор впервые применяет не встречавшиеся ранее карнатские ритмы южных провинций Индии. Мессиан продолжил открытия Дебюсси в области ориентальной музыки, синтезируя новое ладовое мышление, сериальную технику, сложнейшие асимметричные и иррациональные ритмические структуры.
KLAVIERABEND лауреата международных конкурсов Юрия ФАВОРИНА
ПРОГРАММА
I. Клод Дебюсси (1862—1918) Шесть античных эпиграфов, L. 131 (1914) Транскрипция для фортепиано в 2 руки автора 1. Pour invoquer Pan, dieu du vent d’ete («Мольба Пану, богу летнего ветра») 2. Pour un tombeau sans nom («Безымянная гробница») 3. Pour qua la nuit soit propice («Чтобы ночь была благосклонна») 4. Pour la danseuse aux crotales («Танцовщица с кастаньетами») 5. Pour l’Egyptienne («Египтянка») 6. Pour remercier la pluie du matin («Благодарность утреннему дождю»)
II. Александр Скрябин (1871 —1915) Три пьесы для фортепиано, op. 52 (1907) 1. Poem (Поэма) 2. Enigma («Загадка») 3. Poème languide («Поэма томления») Четыре пьесы для фортепиано, ор.56 (1908) 1. Prelude (Прелюдия) 2. Ironies (Ирония) 3. Nuances (Нюансы) 4. Etude (Этюд) Две пьесы для фортепиано, ор.57 (1908) 1. Désir («Желание») 2. Caresse dancée («Танец ласки») Листок из альбома для фортепиано, op. 58 (1910) Две пьесы для фортепиано, op. 59 (1910) 1. Poème (Поэма) 2. Prelude (Прелюдия)
III. Арнольд Шёнберг (1874—1951) Шесть коротких пьес для фортепиано, ор.19 (1911) 1. Leicht, zart (Легко, нежно) 2. Langsam (Медленно) 3. Sehr langsam (Очень медленно) 4. Rasch, aber leicht (Быстро, но легко) 5. Etwas rasch (Немного быстрее) 6. Sehr langsam (Очень медленно)
IV. Николай Рославец (1881 —1944) Соната для фортепиано № 2 in C (1916)
V. Бела Барток (1881 —1945) Семь эскизов для фортепиано, op. 9b (1908—1910) 1. Portraite of a girl («Портрет девушки») 2. See-saw, Dickory-daw («Качели») 3. Lento (Медленно) 4. Non troppo lento (Не слишком медленно) 5. Romanian folksong (Румынская народная песня) 6. In walachian style («В валашской манере») 7. Poco lento (Довольно медленно)
VI. Оливье Мессиан (1908 —1992) Cantéyodjayâ («Кантейоджайя») для фортепиано (1949)
Привилегии зрителям
В дни проведения цикла «Время, вперед!» зрители смогут по билетам на концерты посетить все выставки музея «Новый Иерусалим» , в том числе выставку «Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви», вдохновившую на создание цикла.
Для зрителей, решивших посетить несколько концертов цикла, действует специальная скидка — 20%. Она сработает при оформлении билетов на два и более концерта цикла в одном заказе.
Чтобы воспользоваться скидкой: •выберите подходящие места на любой концерт цикла, положите в корзину билеты, нажав кнопку «Купить» •перейдите к выбору мест на другой концерт цикла, затем также нажмите кнопку «Купить» •при желании продолжите покупку на другие концерты цикла или перейдите к оплате — ваша скидка уже на месте — вы увидите ее в итоговой стоимости заказа.
Количество мест на каждый концерт не имеет значения, главное условие — чтобы при покупке в вашем заказе содержались билеты на концерты разных дней цикла (два или больше).