Концерт открыла Соната для скрипки и фортепиано № 4 ля минор великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена (1770-1827).
Данное произведение представляет собой примечательное явление и в творчестве самого Бетховена, и в истории камерной музыки в целом: в те времена к ней относились как к «лёгкому» жанру, как к «музыке для отдыха», и композиторы сочиняли произведения в этом жанре обычно в мажорных тональностях. Бетховен нарушает эту традицию и, словно показывая, что он не собирается всего лишь «развлекать» публику, в 1801-м году создаёт сонату серьёзного характера в миноре. «Наивность» сохраняется лишь в средней из трёх частей: в отличие от первой и третьей, она всё же написана в мажоре, да и сама авторская ремарка, обозначающая темп и характер музыки, говорит сама за себя: Andante Scherzoso piu Allegretto. «Скерцозо» по-итальянски значит «шутливо», и эта скерцозность на время, в середине произведения, как бы возвращает нас в «галантный» XVIII век. Но другие части сонаты уже явно принадлежат к новому XIX веку, в первый год которого соната и написана: век романтизма, век «Бури и натиска» (общепринятый перевод слов «Sturm und Drang» с немецкого). Хотя, разумеется, здесь ещё нет такого накала страстей, а само творчество Бетховена в целом принадлежит к позднему классицистскому и предромантическому стилю. Тем не менее, романтический драматизм уже проявляет себя в этой сонате. Не так давно перед этим Бетховеном были написаны Пятая соната и Восьмая «Патетическая» соната для фортепиано, а также Третий концерт для фортепиано с оркестром, которые, как и Четвёртая соната для скрипки и фортепиано, тоже разительно отличаются от прошлых произведений композитора в этих жанрах, по своему безмятежному и солнечному настрою находящихся ещё в прошлом веке Моцарта и Гайдна. Четвёртая соната — одно из проявлений такой тенденции.
В середине концерта прозвучали произведения для фортепиано соло.
В честь 210-летия Ференца Листа будут исполнены 3 трансцендентных этюда этого великого венгерского композитора:
№ 9 Воспоминание (Ricordanza), Ля-бемоль мажор
№ 10 Аппассионата (Appassionata), фа минор
№ 11 Вечерние гармонии (Harmonies du soir), Ре-бемоль мажор
Все названия авторские, кроме № 10.
Само слово «трансцендентный» (буквальный перевод — «выходящий за пределы») указывает не столько на невиданные до Листа пианистические трудности, связанные во многом с весьма успешной попыткой реализовать на фортепиано всё многообразие звучания большого симфонического оркестра, сколько на то, что эти этюды являют собой картины, воплощённые в звуке, многие из которых фантастические и ирреальные. Исключительно ради этого и необходимы столь сложные для любого пианиста технические решения.
До Листа этюды из сугубо инструктивных произведений в поэтическую живопись успешно превратил Шопен, а после Листа «эстафету» приняли многие другие композиторы. В частности, Рахманинов: он даже так и называет свои этюды — «этюды-картины». А Ляпунов тоже называет свои 12 этюдов «трансцендентными».
Но именно Лист вывел фортепианную музыку (и в большой мере музыку в целом) на новую ступень эволюции. Фортепиано окончательно перестало быть салонным инструментом и встало вровень с оркестром, и даже оперой.
Справедливы слова Владимира Васильевича Стасова: «Не будь Листа на свете, вся судьба новой музыки была бы другая.»
«Воспоминание» говорит само за себя.
Популярное название десятого этюда («Аппассионата») отсылает к одноименной сонате Бетховена, финалу которой этюд Листа весьма близок по духу.
Одиннадцатый этюд «Вечерние гармонии» — отдохновение от листовских бурь и безумств, хотя и здесь находят своё место и ораторская декламация, и порывы вдохновения.
Завершило концерт одно из самых известных произведений для скрипки и фортепиано — соната Ля мажор французского композитора Сезара Франка (1822-1890). Она была написана в 1886 году и посвящена Эжену Изаи, выдающемуся бельгийскому скрипачу второй половины XIX — первой половины XX веков. Данное посвящение неслучайно: именно Изаи был большим другом многих французских композиторов своей эпохи и популяризировал их творчество, порой малоизвестное даже на их родине во Франции, где тогда господствовала опера, а другие музыкальные жанры довольно долго оставались в тени. Сам Изаи так отозвался об этой сонате: «Это подарок не мне одному, а всему миру». И действительно: как и в своё время Четвёртая соната Бетховена, соната Франка также стала определённой вехой в истории жанра камерной музыки и выходит на новый уровень по глубине содержания. Разнообразнейший набор образов, неистово-романтический накал эмоциональности, ярчайшая контрастная динамика (заметные изменения в громкости звучания), богатство тематизма — всё это является отличительными особенностями данной сонаты. Ещё одна привлекающая внимание черта — симфонизм: трактовка звучания фортепиано и скрипки как приближающегося по возможностям к симфоническому оркестру; такой подход тоже нечасто можно было встретить в подобной музыке до Франка. Ну, а по стилю композитор словно суммирует весь предыдущий опыт от Баха до Вагнера. Весьма уместно здесь привести цитаты выдающегося советского музыковеда Бориса Асафьева о творчестве Франка: «его темы и вообще весь звукоматериал — красивая и в высшей степени сложная амальгама». «Он как мыслитель организует из всего этого космически стройный мир музыки, стремясь в нём гармонически сочетать противоположные, но взаимно уравновешенные образы». И этот композиторский опыт — исключительное и чрезвычайно интересное явление в мировой истории музыки.
Хуан Пабло Сангуэса Торо, чилийский скрипач.
Начал свой музыкальный путь в Colegio Nocedal в возрасте 10 лет.
В 2015 году он с отличием закончил своё университетское музыкальное образование в Консерватории Universidad Mayor.
За свою карьеру он был концертмейстером в различных оркестрах в Чили, таких как оркестр Colegio Nocedal, Столичный студенческий симфонический оркестр, Национальный молодёжный симфонический оркестр, Камерный оркестр муниципального театра Сантьяго. В 2015 году — приглашённый концертмейстер в Филармоническом оркестре муниципального театра Сантьяго.
Является лауреатом музыкальных конкурсов как в Чили, так и в Испании и России.
В настоящее время проходит пятый курс обучения в Московской Государственной Консерватории им. П. И. Чайковского под руководством концертмейстера Государственного академического симфонического оркестра Российской Федерации, Сергея Георгиевича Гиршенко
Александр Трухин — концертный пианист и преподаватель в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена.
Альма-матер — Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, где Александр учился в классе Народной артистки СССР, профессора Э. К. Вирсаладзе.
Кроме того, учился в Одессе у О. В. Яценюк, в Одесской национальной консерватории им. А. В. Неждановой в классах профессоров Э. Д. Коваленко, Г. В. Поповой, А. Г. Харченко и А. А. Кардашёва, а также в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова в классе заслуженного деятеля искусств РФ и профессора И. В. Лебедева.
Лауреат международных конкурсов пианистов: конкурса им. Рахманинова (Гран-при, Приднестровье, 2003), конкурса «ISAM» (I премия, Михельштадт, Германия, 2007), конкурса им. М. Юдиной (II премия, Санкт-Петербург, Россия, 2016), конкурса Ricard Viñes (Льейда, Испания, 2018), конкурса ISCART (I премия, Лугано, Швейцария, 2021) и др.
Приглашается в жюри отечественных и зарубежных международных конкурсов пианистов: «Siegfried Weishaupt Piano Prize» (Германия); конкурса «Golden Fest», «Russian Rhapsody International Piano Competition» (Лос-Анджелес, США) и др.
Выступал в России, на Украине, в Германии, в Панаме, в Танзании.
В программе:
Л. ван Бетховен. Соната для скрипки и фортепиано № 4 Ф. Лист. Трансцендентные этюды № 9, 10, 11 С. Франк. Соната для скрипки и фортепиано
Продолжительность — 1 час 10 минут без антракта.