Концерт «ГИМН МАШИНЕРИИ». Лекция «АПОЛОГИЯ ДВИЖЕНИЯ. УРБАНИЗМ. ИНДАСТРИАЛ» | Музей Новый Иерусалим
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Государственный историко-художественный музей
      • Режим работы
        • ВТ 10:00 - 19:00
        • СР 10:00 - 19:00
        • ЧТ 10:00 - 20:00
        • ПТ 10:00 - 20:00
        • СБ 10:00 - 20:00
        • ВС 10:00 - 19:00
        • ПН Выходной
  • Ru En
Концерт «ГИМН МАШИНЕРИИ». Лекция «АПОЛОГИЯ ДВИЖЕНИЯ. УРБАНИЗМ. ИНДАСТРИАЛ»
15 марта 2025 года в 17:00 в концертном зале музея «Новый Иерусалим» состоятся лекция и концерт в рамках музыкально-просветительского проекта «Время, вперед!», задуманного как контрапункт к монографической выставке работ Александра Лабаса .
Лекция «АПОЛОГИЯ ДВИЖЕНИЯ. УРБАНИЗМ. ИНДАСТРИАЛ. 1910-е — 1920-е»

Автор и ведущий: музыковед ЮЛИЯ ДЕ-КЛЕРК

Лекция посвящена удивительному времени, когда интеллектуальный и технический пафос индустриальной культуры сочетался с особым явлением массового сознания 1920-х годов — «радостью бытия», «гимном машинерии», верой в красоту футуристических конструкций и упоением скоростью. Рассказ о музыкальном авангарде начнется с футуризма и свойственных ему «родовых признаков». Продолжится история в «шальные 1920-е» с их «карнавальной пляской джаза» и «музыкой машин», вдохновившими молодую французскую «Шестёрку» на создание бессмертных опусов. Дополнят картину шедевры раннего киноавангарда, в которых «монтаж аттракционов» и стихия механического движения слиты в одно целое с мощным perpetuum mobile оркестра, усиленного звуками сирен, клаксонов и шумом моторов. Значительная часть лекции отведена композиторам раннего советского авангарда, рожденным в огне Революции (создателям уникальных инструментов, шумовых оркестров, музыки заводов и фабрик), не уступавшим по таланту, новаторству и мастерству своим зарубежным коллегам. Лекцию сопровождает мультимедийная программа: редкие аудио- и видеозаписи, кадры архивной кинохроники.

Концерт «ГИМН МАШИНЕРИИ»

Концерт является продолжением и иллюстрацией рассказа о музыкальном авангарде 1920-х годов. В его программу вошли сочинения эксцентричного и непредсказуемого автора «Парада» и  «Меблировочной музыки» Эрика Сати , его младшего современника, члена «Шестёрки» Дариуса Мийо , чьи эпатирующие буржуа сочинения неизменно провоцировали скандалы. «Каталог сельскохозяйственных машин» (1919) стал своеобразным гимном машинерии в жанре «урбанистических георгик», предвосхитив знаменитый «Pasific-231» А. Онеггера. Еще один яркий пример упоения скоростью и современной техникой — соната Джона Антейла «Аэроплан» (1921), автор музыки к «Механическому балету» (1924) навсегда остался верен музыкальному конструктивизму.

Но главными героями концерта стали молодые советские композиторы, члены Ассоциации современной музыки (АСМ), созданной в 1923. Изобретатель первого электромузыкального инструмента (терменвокса) Лев Термен и его друг Иосиф Шиллингер , окрыленный идеей «музыки воздуха и металла», написавший Первую аэрофоническую сюиту для оркестра и терменвокса (1929). Неистовый экспериментатор в области звука, автор «Симфонии гудков» (1922) Арсений Авраамов . Создатели новой урбанистики в музыке — Владимир Дешевов , призывавший «учиться у машин», автор пьесы «Рельсы» (1926), одного из символов русского музыкального конструктивизма; Леонид Половинкин , смелый изобретатель в области гармонии и оркестровки, создавший серию урбанистических опусов, среди которых выделяются фокстрот «Электрификат» (1925) и сюита «Телескопы» (1926—1930). Наконец, самый молодой, Александр Мосолов , ставший моментально знаменитым не только в России, но и на Западе после премьеры симфонического эпизода «Завод» из балета «Сталь» (1926—1928). В концерте прозвучит не менее любопытный номер «Прибытие тракторной бригады в колхоз» , его отличает не столько «индустриальная мощь», сколько дар музыкальной сатиры. Завершат программу три заключительные сцены из балета Сергея Прокофьева «Стальной скок» (1925—1927), созданного по заказу Сергея Дягилева. «Белая музыка» для «красного балета», в финале которого «вся фабрика, до молотков включительно, приведена в движение», а все люди уподобляются механизмам, радостно участвующим в коллективном труде.

ПРОГРАММА

I. Эрик Сати (1866—1925) « Меблировочная музыка » 1. Tenture de cabinet préfecturale («Подвесной шкаф префектуры») 2. Carrelage phonique («Акустическая напольная плитка») 3. Tapisserie en fer forgé («Гобелен из кованного железа») 4. Je te veux («Я хочу тебя»)

II. Владимир Дешевов (1899—1955) «Рельсы» для фортепиано, ор.16 (1926) Переложение для ансамбля — Владислав Сойфер

III. Александр Мосолов (1900—1973) « Прибытие трактора в колхоз » для оркестра из балета «Сталь», ор.19 (1926/1927) Переложение для ансамбля  — Ольга Бочихина

IV. Дариус Мийо (1892—1974) «Сельскохозяйственные машины». Шесть пасторалей для голоса и ансамбля, ор. 56 (1919) 1. La Moissenuse Espigadora (Комбайн) 2. La Facheuse (Косилка) 3. La Lieuse (Сноповязалка) 4. La Dechameuse (Сеялка) 5. La Fouilleuse-Draineuse (Погрузчик) 6. La Faneuse (Сеноворошилка)

V. Леонид Половинкин (1894—1949) Три пьесы для фортепиано, Op.9 (1925) 2. Elektrifikat («Электрификат») Переложение для ансамбля — Владислав Сойфер

VI. Джон Антейл (1900—1959) Соната № 2 The Airplane («Аэроплан») для фортепиано (1921)

VII. Иосиф Шиллингер (1895—1943) Первая аэрофоническая сюита для оркестра и терменвокса (1929) Переложение для ансамбля — Дмитрий Рябцев

VIII. Сергей Прокофьев (1891—1953) Фрагменты 2-й картины балета «Стальной скок», ор.41 (1927) 9. Фабрика 10. Молот 11. Финал. Заключительная сцена

ИСПОЛНИТЕЛИ: Лауреаты международных конкурсов Екатерина КИЧИГИНА (сопрано) Олеся РОСТОВСКАЯ (терменвокс) Ансамбль солистов «Студия новой музыки» Заслуженный артист России, дирижер Игорь ДРОНОВ

Привилегии зрителям

В дни проведения цикла «Время, вперед!» зрители смогут по билетам на концерты посетить все выставки музея «Новый Иерусалим» , в том числе выставку «Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви», вдохновившую на создание цикла.

Для зрителей, решивших посетить несколько концертов цикла, действует специальная скидка — 20% . Она сработает при оформлении билетов на два и более концерта цикла в одном заказе.

Чтобы воспользоваться скидкой: •выберите подходящие места на любой концерт цикла, положите в корзину билеты, нажав кнопку «Купить» •перейдите к выбору мест на другой концерт цикла, затем также нажмите кнопку «Купить»

•при желании продолжите покупку на другие концерты цикла или перейдите к оплате — ваша скидка уже на месте — вы увидите ее в итоговой стоимости заказа.

Количество мест на каждый концерт не имеет значения, главное условие — чтобы при покупке в вашем заказе содержались билеты на концерты разных дней цикла (два или больше).