Новогодняя программа Скрипичного ансамбля Большого театра России «Музыкальная гостиная «Из любви к искусству» | Музей Новый Иерусалим
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Новогодняя программа Скрипичного ансамбля Большого театра России «Музыкальная гостиная «Из любви к искусству»
10 декабря в 15.00 в Государственном историко-художественном музее «Новый Иерусалим — ансамбль скрипачей Большого театра России, основанный в 1956 году народным артистом РСФСР Юлием Марковичем Реентовичем. Формат музыкально-литературных гостиных — это уникальное сочетание слова и музыки, где сюжетные линии и музыкальное сопровождение погружают слушателей в особую атмосферу. В рамках выставки «Французский вкус князей Юсуповых» (в стоимость билета входит посещение выставки).

С самых первых выступления ансамбль завоевал любовь широкой публики и признание профессиональных музыкантов: не только в Советском союзе, но и за рубежом. «Поражает удивительное единство и творческая дисциплин исполнителей. Все участники этого коллектива — талантливые музыканты с яркими индивидуальными качествами» — так об ансамбле скрипачей написала сорок лет назад газета «Нью-Йорк Таймс». Позже пресса Италии назовет знаменитый коллектив лаконично: «семнадцать чемпионов смычка». Записи ансамбля звучали по радио и телевидению, выпускались на грампластинках огромными тиражами. Ансамбль занимался распространением лучших образцов классической и современной музыки, при этом каждый артист ансамбля продолжал участвовать в оперных, балетных постановках и концертных программах Большого театра СССР. А зрители, в свою очередь, не уставали отмечать невероятную технику, исключительную сыгранность, тонкую музыкальность ансамбля.

В начале девяностых годов прошлого века в творческой жизни ансамбля наступает двадцатилетний перерыв. Однако все лучшее неизменно возрождается. Два года назад ансамбль заиграл вновь, а 28 мая 2014 года ансамбль в новом составе дал первый сольный концерт. Идут годы — концертная деятельность коллектива продолжается.

На самом первом выступлении ансамбля в 1956 году присутствовал Дмитрий Шостакович. Услышав в исполнении артистов «Вечное движение» Паганини, он воскликнул: «Первые шаги ансамбля убеждают нас в том, что будущее коллектива прекрасно!». Годы подтверждают слова великого композитора.

За время своего существования Ансамбль скрипачей Большого театра дал около трех тысяч концертов. Репертуар ансамбля постоянно расширялся, а некоторые композиторы-современники создавали свои музыкальные сочинения специально для коллектива с учетом его особенностей. Так появилась «Камерная сюита» Родиона Щедрина, «Ария» Евгения Светланова, «Дивертисмент» Игоря Фролова. Специальные обработки и переложения пишут и сами артисты ансамбля.

Геннадий Рождественский сказал об Ансамбле скрипачей Большого театра так: «Труд артистов оркестра, помимо всего прочего (а как часто об этом забывают!), это еще и тяжелый физический труд. В театральном оркестре нагрузка увеличивается из-за масштаба исполняемых произведений. Утомляемость, а, следовательно, и усталость артиста оркестра велика, а ведь на следующее утро он должен быть опять в театре, чтобы репетировать новое произведение, оперу или балет, готовящийся к постановке… Где взять время для какой-то дополнительной работы? Не слишком ли это много? Да, это слишком много. Но настоящий музыкант без этого „слишком много жить не может“. Это „слишком много“ нужно ему как воздух. И вот между репетициями и спектаклями, а иной раз и после спектакля собираются скрипачи оркестра Большого театра, чтобы поиграть музыку, написанную специально для их инструмента — скрипки. Для того, чтобы ощутить себя в новом качестве солиста-ансамблиста, чтобы в повседневном рабочем процессе избежать самого опасного для искусства — инерции! И они работают тщательно, скрупулезно. Ведь их задача зачастую труднее, чем задача скрипача-солиста — они делают виртуозный репертуар достоянием коллектива».

«Изумительная синхронность — результат не только творческой дисциплины, необыкновенной виртуозности, исполнительной точности. Здесь гораздо больше — удивительное совпадение эмоций, темпераментов, уровня технического мастерства, умение чутко слушать не только себя или соседей, но и весь ансамбля в целом. Разумеется, всего его участники — скрипачи высокого класса, для которых, кажется, не существует технических или звуковых трудностей. Только при таком редком единстве музыки и исполнительской техники мог возникнуть столь удивительный и такой чудесный ансамбль. Что особенно приятно — именно настойчивой работой над каждым произведением и рождены то высочайшее мастерство, артистизм и одухотворенность, которые отличают исполнительскую культуру ансамбля».

Эти слова принадлежат Народному артисту СССР, лауреату Ленинской и Государственной премии Давиду Ойстраху.

«Инициатором создания коллектива был выдающийся советский музыкант, народный артист РСФСР Юлий Реентович. В нем счастливо сочетались редкие качества талантливого музыканта и прекрасного организатора. Первый среди равных так хочется назвать этого художественного руководителя, авторитет которого среди его „подопечных“ был непререкаем. Привлекала истинно одухотворенная атмосфера на репетициях ансамбля. В процессе работы Реентович не навязывал, не диктовал свои взгляды на исполняемое. Он обладал важным качеством — умением слушать других, и поэтому каждый артист чувствовал себя творцом, вносил свое в общую трактовку произведения» — из статьи об ансамбле скрипачей народный артиста СССР, лауреата Ленинской и Государственной премии Евгения Светланова.

В программе:

Россини — Увертюра «Сорока-воровка»

Мийо — Бразилейро из сюиты «Скарамуш»

Сибелиус — Andante Festivo

Сметана — Полька из оперы «Проданная невеста»

Сибелиус — Грустный вальс

Гершвин — «Bess, you is my woman now»

Глазунов — Антракт из балета «Раймонда»

Тулебаев — Танец из оперы «Бержан и Сара»

Андерсен — «Syncopated Clock»

Сибелиус — «Andante Festivo»

Королев — «Синематограф»

Мусоргский — «Ночь на лысой горе», симфоническая картина

Понсе — «Эстрелита»

Паганини — Lo Ti Penso Amore

Продолжительность — 1 час 15 минут, без антракта.