В Европе салонная культура зародилась в Средние века.
Прототипы салонов — домашние вечера устраивались представителями светской аристократии для развлечения. На эти встречи приглашались трубадуры, исполнялись музыкальные произведения, стихи, посвященные, безусловно, Прекрасной Даме.
В России до 1860-х годов не было традиции публичных концертов, а, стало быть, и слушательского опыта. Не существовало ни одного специального светского музыкально-учебного заведения. До учреждения в 1859 году Русского музыкального общества и открытия в 1862 году первой русской консерватории передовые люди эпохи регулярно собирались в столичных знатных домах, где обсуждали всевозможные веяния из разных областей знаний, читали вслух литературные новинки и, конечно, музицировали.
Каждый салон (гостиная) славился своим хозяином (хозяйкой). В ряду особо изысканных столичных центров музыкальной жизни значились дома Екатерины Хитрово, Зинаиды Волконской, Марии Римской-Корсаковой, графини Ростопчиной, и, конечно, Михайловский дворец великой княгини Елены Павловны — основательницы Русского музыкального общества.
Салон мог быть литературным или музыкальным, философским или смешанного типа. Скажем, в знаменитом салоне Александры Осиповны Смирновой-Россет собиралась не только российская элита, но и иностранцы. Ее салон был литературно-музыкальным, а упомянутые мемуаристкой братья Виельгорские держали в Москве и в Петербурге музыкальные салоны, сыгравшие огромную роль в развитии и популяризации музыкальной культуры начала XIX века.
Сохраняя традиции музыкальной гостиной, имеющей перекличку с культурой Франции, состоится концерт созвучно выставке «Французский вкус князей Юсуповых» из собрания музея-усадьбы «Архангельское».
С самых первых выступления ансамбль завоевал любовь широкой публики и признание профессиональных музыкантов: не только в Советском союзе, но и за рубежом. «Поражает удивительное единство и творческая дисциплин исполнителей. Все участники этого коллектива — талантливые музыканты с яркими индивидуальными качествами» — так об ансамбле скрипачей написала сорок лет назад газета «Нью-Йорк Таймс». Позже пресса Италии назовет знаменитый коллектив лаконично: «семнадцать чемпионов смычка». Записи ансамбля звучали по радио и телевидению, выпускались на грампластинках огромными тиражами. Ансамбль занимался распространением лучших образцов классической и современной музыки, при этом каждый артист ансамбля продолжал участвовать в оперных, балетных постановках и концертных программах Большого театра СССР. А зрители, в свою очередь, не уставали отмечать невероятную технику, исключительную сыгранность, тонкую музыкальность ансамбля.
В начале девяностых годов прошлого века в творческой жизни ансамбля наступает двадцатилетний перерыв. Однако все лучшее неизменно возрождается. Два года назад ансамбль заиграл вновь, а 28 мая 2014 года ансамбль в новом составе дал первый сольный концерт. Идут годы — концертная деятельность коллектива продолжается.
На самом первом выступлении ансамбля в 1956 году присутствовал Дмитрий Шостакович. Услышав в исполнении артистов «Вечное движение» Паганини, он воскликнул: «Первые шаги ансамбля убеждают нас в том, что будущее коллектива прекрасно!». Годы подтверждают слова великого композитора.
За время своего существования Ансамбль скрипачей Большого театра дал около трех тысяч концертов. Репертуар ансамбля постоянно расширялся, а некоторые композиторы-современники создавали свои музыкальные сочинения специально для коллектива с учетом его особенностей. Так появилась «Камерная сюита» Родиона Щедрина, «Ария» Евгения Светланова, «Дивертисмент» Игоря Фролова. Специальные обработки и переложения пишут и сами артисты ансамбля.
Геннадий Рождественский сказал об Ансамбле скрипачей Большого театра так: «Труд артистов оркестра, помимо всего прочего (а как часто об этом забывают!), это еще и тяжелый физический труд. В театральном оркестре нагрузка увеличивается из-за масштаба исполняемых произведений. Утомляемость, а, следовательно, и усталость артиста оркестра велика, а ведь на следующее утро он должен быть опять в театре, чтобы репетировать новое произведение, оперу или балет, готовящийся к постановке… Где взять время для какой-то дополнительной работы? Не слишком ли это много? Да, это слишком много. Но настоящий музыкант без этого „слишком много жить не может“. Это „слишком много“ нужно ему как воздух. И вот между репетициями и спектаклями, а иной раз и после спектакля собираются скрипачи оркестра Большого театра, чтобы поиграть музыку, написанную специально для их инструмента — скрипки. Для того, чтобы ощутить себя в новом качестве солиста-ансамблиста, чтобы в повседневном рабочем процессе избежать самого опасного для искусства — инерции! И они работают тщательно, скрупулезно. Ведь их задача зачастую труднее, чем задача скрипача-солиста — они делают виртуозный репертуар достоянием коллектива».
«Изумительная синхронность — результат не только творческой дисциплины, необыкновенной виртуозности, исполнительной точности. Здесь гораздо больше — удивительное совпадение эмоций, темпераментов, уровня технического мастерства, умение чутко слушать не только себя или соседей, но и весь ансамбля в целом. Разумеется, всего его участники — скрипачи высокого класса, для которых, кажется, не существует технических или звуковых трудностей. Только при таком редком единстве музыки и исполнительской техники мог возникнуть столь удивительный и такой чудесный ансамбль. Что особенно приятно — именно настойчивой работой над каждым произведением и рождены то высочайшее мастерство, артистизм и одухотворенность, которые отличают исполнительскую культуру ансамбля».
Эти слова принадлежат Народному артисту СССР, лауреату Ленинской и Государственной премии Давиду Ойстраху.
«Инициатором создания коллектива был выдающийся советский музыкант, народный артист РСФСР Юлий Реентович. В нем счастливо сочетались редкие качества талантливого музыканта и прекрасного организатора. Первый среди равных так хочется назвать этого художественного руководителя, авторитет которого среди его „подопечных“ был непререкаем. Привлекала истинно одухотворенная атмосфера на репетициях ансамбля. В процессе работы Реентович не навязывал, не диктовал свои взгляды на исполняемое. Он обладал важным качеством — умением слушать других, и поэтому каждый артист чувствовал себя творцом, вносил свое в общую трактовку произведения» — из статьи об ансамбле скрипачей народный артиста СССР, лауреата Ленинской и Государственной премии Евгения Светланова.
В программе:
«Из любви к искусству» — литературно-музыкальная композиция по рассказу О. Генри
1. Д. Россини — Увертюра «Сорока воровка»
2. А. Рубинштейн — романс «Ночь»
3. Ф. Шуберт — Г. Эрнст — Баллада «Лесной царь
4. Б. Сметана — Полька из оперы «Проданная невеста»
5. Р. Хойбергер — Венская мелодия
6. Д. Гершвин — „Bess, you is my woman now“
7. А. К. Глазунов — Антракт из балета „Раймонда“
8. П. И. Чайковский — Скерцо
9. И. С. Бах — Ария из кантаты «Страсти по Матфею
10. Н. А. Римский-Корсаков — Полёт Шмеля из оперы“Сказка о царе Салтане»
11. М. П. Мусоргский — «Ночь на лысой горе» симфоническая картина
12. М. Понсе — «Эстрелита»
13. Н. Паганини — Lo Ti Penso Amore
Продолжительность — 1 час 15 минут, без антракта.