«Религиозная живопись Наталии Гончаровой». Лекция на «Формуле Руси 17/20» | Музей Новый Иерусалим
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Государственный историко-художественный музей
      • Режим работы
        • ВТ 10:00 - 19:00
        • СР 10:00 - 19:00
        • ЧТ 10:00 - 20:00
        • ПТ 10:00 - 20:00
        • СБ 10:00 - 20:00
        • ВС 10:00 - 19:00
        • ПН Выходной
  • Ru En
«Религиозная живопись Наталии Гончаровой». Лекция на «Формуле Руси 17/20»
9 марта в 13.30 приглашаем на лекцию, посвященную религиозной живописи Наталии Гончаровой.

Религиозные композиции Наталии Гончаровой созданы в период, который она сама обозначала как период «синтеза, кубизма и примитивный». В технике масляной живописи художница в 1906–1911 году написала более тридцати религиозных полотен, среди которых на выставке представлены истинные шедевры Третьяковской галереи: триптих 1911 года «Богоматерь (с орнаментом)», редкая жанровая композиция «Архиерей» (1910), две части триптиха «Целитель Пантелеймон с архангелами» (1910. ГТГ), а также красочные листы из альбома пошуаров к балету «Liturgie».

Специфика религиозной живописи Наталии Гончаровой состоит в изобретенной художницей своеобразной живописной системе, которая позволяла ей смешивать и объединять в единое целое стили и направления разного времени и происхождения. Принцип «свободно трактованной традиционности», — именно так Гончарова и Ларионов определяли задачи новой живописи. Художница искала источник вдохновения в произведениях низовой культуры, которыми в начале двадцатого столетия считались также старинные иконы, медное литье, изразцы, каменная и деревянная резьба и другие изделия церковно-художественной работы.

Поиски национальных истоков в религиозных сюжетах рождаются у неопримитивистов в годы религиозного возрождения в России, которое охватило всю церковную жизнь, культуру и так ярко проявилось в русской религиозной философии 1910-х годов. Утверждение С. Городецкого — «в обществе достаточно скопилось религиозной энергии» — подтверждается первыми выставками расчищенных икон и фресок. Небольшая выставка древних икон проходила в залах Академии художеств в Санкт-Петербурге (декабрь 1911 — январь 1912). Это и была первая публичная выставка, где раскрытые иконы из частных собраний, более 100 экспонатов, были впервые представлены как произведения искусства, а не археологические экспонаты. Другая огромная московская выставка «Древнерусское искусство», организованная в рамках празднования трехсотлетия дома Романовых (февраль–июнь 1913 года), стала настоящим триумфом древнерусской иконописи. Пророчество Михаила Ларионова о подлинности и чрезвычайной ценности русской архаики для мировой культуры стремительно становилось реальностью, ясной и очевидной для всех.

Лекция посвящена интерпретации религиозных произведений Натальи Гончаровой, поискам иконографических источников, которыми могла пользоваться художница. В пространство выставки ее работы будут интегрированы вместе с экспонатами музея «Новый Иерусалим» для сопоставления и, возможно, для их переосмысления.

Лекцию читает ведущий научный сотрудник научно-методического отдела Линдина Анастасия Александровна

Дата проведения — 9 марта, суббота, в 13.30

Продолжительность: 1 час 30 минут Цена: 800 руб. Возраст: 12+

Проходит на выставке «Формула Руси 17/20. Образ допетровской России в искусстве Серебряного века»

Справки по телефону: +7 (498) 314-02-36