Выставки «[НE]CУРОВЫЙ СТИЛЬ» и «ЛЕТО ГОСПОДНЕ» продлены до 13 ноября 2022 года | Музей Новый Иерусалим
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Выставки «[НE]CУРОВЫЙ СТИЛЬ» и «ЛЕТО ГОСПОДНЕ» продлены до 13 ноября 2022 года
Выставки «[НE]СУРОВЫЙ СТИЛЬ. Искусство 1960-1970-х годов из собрания музея «Новый Иерусалим» и «ЛЕТО ГОСПОДНЕ. Иконы церковных праздников и минеи из собрания музея «Новый Иерусалим» и частных коллекций» в музее «Новый Иерусалим» продлены до 13 ноября 2022 года.

Выставка «[НE]СУРОВЫЙ СТИЛЬ» объединяет более 70 произведений советского искусства 60-70-х годов из собрания музея, треть из которых выставляется впервые. Проект показывает все многообразие существующих тенденций в искусстве шестидесятников. Среди представленных мастеров — Игорь Купряшин, Александр Подколзин, Николай Андронов, Дмитрий Жилинский, Лев Тюленев, Наталья Сорокина и другие.

Искусство «шестидесятников» в последнее время вызывает все больший интерес исследователей и зрителей. Пример тому — прошедшая в 2017 году в Третьяковской галерее масштабная выставка «Оттепель». Выставка включала работы мастеров так называемого «сурового стиля» и демонстрировала произведения художников зарождающего в то время андеграунда.

Мастера «сурового стиля» создавали образы, лишенные украшательства и лакировки действительности, герои их полотен, написанных в скупой цветовой гамме, — мужественные люди, чья профессия сопряжена с тяжелым трудом, а зачастую и риском. Название выставки вступает в диалог с существующем определением стиля шестидесятников, но не противоречит ему, а дополняет, существенно расширяет представление о творчестве мастеров этого времени. Параллельно «суровому стилю» и нонконформизму в русском искусстве существовала устойчивая поэтическая линия, которая не прерывалась и в годы мощного идеологического давления, каким был период 1930-1950-х годов. Само понятие «суровый стиль» может характеризовать лишь краткий период советского искусства, вскоре даже главные его представители обратились к поиску более сложного пластического языка и темам, представляющим мир в его многообразии.

Задача выставки — показать многообразие существующих тенденций в искусстве шестидесятников, особо выделить эту поэтическую линию, которая, как правило, пропускается при создании выставок, но при этом она оказала влияние на последующее поколение советских художников.

Работая в традиционных жанрах, обращаясь к «вечной» тематике, художники «несурового стиля» создавали образы полные поэтики, а порой метафоричности и символизма. Большое значение в создании образов имело «открытие» мастерами русской провинции, Севера, а также иконописи и искусства Серебряного века. Зритель увидит, как после засилья описательности и литературщины, преобладающей в полотнах 1940-1950-х годов, живописи возвращался ее специфический язык, главным в котором является цвет, композиционно-пространственное построение, фактура. Показывая круг авторов, из которых, строго говоря, не всех можно причислить к поколению шестидесятников, выставка дает возможность представить очень важное для национального самосознания направление.

8 июля 2022 года в Музее «Новый Иерусалим» открылась выставка «ЛЕТО ГОСПОДНЕ», которая представляет иконы с изображением церковных праздников и минеи из музейного собрания и частных коллекций.

Название выставки заимствовано из одноименного названия автобиографической повести Ивана Сергеевича Шмелева, одна из трех частей которой носит название «Праздники» и посвящена церковному богослужебному году, описанному глазами маленького мальчика из патриархальной семьи. Выставка позволяет взглянуть на привычную годовую последовательность через призму художественного восприятия церковного искусства.

В собрании церковного искусства музея «Новый Иерусалим» хранится значительное количество произведений русской иконописи, посвященных церковным праздникам. Это и так называемые «полницы» — иконы с изображением Воскресения Христова в окружении двунадесятых праздников, и отдельные образы Господских и Богородичных праздников Богослужебного круга, и минеи — образы, на которых представлены святые и праздники, отмечаемые в определенный месяц. Некоторые иконы имеют большие размеры, что свидетельствует об их происхождении из праздничного ряда иконостаса.

Выставка приурочена к окончанию реставрации трех произведений из музейного собрания, проведенной сотрудниками реставрационного отдела: замечательного образа «Воскресение — Сошествие во ад, с Троицей Новозаветной и 16 праздниками», написанного мастером ярославских земель в конце XVII — начале XVIII столетия, и двух больших икон «Покров Богородицы», созданных уже в XIX веке. Один из образов выполнен в традиционной подстаринной манере и темперной технике, а второй, судя по имеющейся на обороте надписи, создан под влиянием академической живописи художником Михаилом Петровичем Цыпиным в Гороховце в 1884 году.

В экспозиции представлен ряд икон аналойных размеров, а также произведения меднолитой пластики.

Иконы-минеи представлены на выставке полным годовым набором икон из музейного собрания, созданных мастером Центральной России во второй половине XIX века, и годовой минеей со сценами Страстей Христовых и сводом Богородичных икон из частной коллекции, написанной в последней четверти того же столетия мастером Владимирских иконописных центров.

Экспозиция дополнена произведениями из частных собраний, среди которых образы из праздничного ряда иконостаса, написанные псковскими мастерами в последней четверти XVII века, и иконы из такого же ряда, выполненные палехскими художниками XIX столетия.

Организаторы выставки надеются, что выставка будет интересна как специалистам, так и широкому кругу посетителей, интересующимся русским церковным искусством.

Дата публикации: 22.09.2022