Открытие данной выставки стало одним из ключевых событий в рамках юбилейного года музея «Новый Иерусалим», отмечающего в 2020 году свое столетие. Задача проекта — обратиться к культурному наследию усадеб как к феномену, не утраченному благодаря музеям, приоткрыть завесу над событиями послереволюционных лет и отдать должное людям, это наследие сохранившим.
Выставка «Возвращение в усадьбу» объединяет экспонаты из усадеб «Ильинское» семьи Романовых, «Никольское-Урюпино» князей Голицыных, «Покровское» Шереметевых, «Введенское» князей Лопухиных и других. Многие вещи никогда ранее не представлялись вниманию публики. Организаторы предлагают посетителям подумать об уцелевшем и разрушенном, о развитии и изучении усадебного наследия, о роли музеев в сохранении усадебных территорий и о том, что еще не поздно спасти.
Ксения Новохатько, куратор проектаИстория разворачивается перед посетителем в обратном порядке: из сегодняшнего дня ему предстоит переместиться во вчера и позавчера, чтобы затем снова вернуться в сегодня и заглянуть в будущее. На выставке встречаются люди и события разных времен: помещики, императоры, князья и графы — создатели и обитатели усадебного мира, и музейщики, историки, краеведы, благодаря которым этот мир удалось запечатлеть, а его наследие сохранить в неспокойные послереволюционные годы.
Выставка «Возвращение в усадьбу» представляет целый спектр художественных сокровищ подмосковных усадеб. В живописную часть экспозиции вошли полотна западноевропейских мастеров XVI–XIX вв., фламандских и итальянских живописцев, работы малых голландцев, гравюры Пиранези и Франческо Бартолоцци, графика Александра Молинари и Евгения Лансере. Столь же обширно представлены портреты представителей знаменитейших родов России — прославленных полководцев, государственных деятелей и членов их семей. Масштабную часть выставки составляют коллекции фарфора и стекла: фарфоровые изделия Мейсенской фарфоровой, Берлинской королевской, Венской королевской мануфактур, редкие образцы фарфора Франкенталь, предметы производства Императорского стеклянного завода, образцы Гжельской керамики и русского стекла XVIII века, а также китайский фарфор XVII века. Кроме этого, посетители могут полюбоваться коллекцией европейского оружия XVI–XVIII века, собранную князем С. М. Голицыным, произведениями уральских и архангельских мастеров XVII–XVIII вв. и многим другим. Как символ текущего времени на выставке ритмично расставлены часы работы мастеров Англии, Франции, России.
Посетить выставку можно будет до 3 октября 2021 года (ранее заявленная дата окончания проекта — 18 июля).