Выставка «[НE]CУРОВЫЙ СТИЛЬ» продлена до 11 декабря 2022 года | Музей Новый Иерусалим
• Уважаемые посетители! 26 апреля выставка «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» работает до 17.30.
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Государственный историко-художественный музей
      • Режим работы
        • ВТ 10:00 - 19:00
        • СР 10:00 - 19:00
        • ЧТ 10:00 - 20:00
        • ПТ 10:00 - 20:00
        • СБ 10:00 - 20:00
        • ВС 10:00 - 19:00
        • ПН Выходной
  • Ru En
Выставка «[НE]CУРОВЫЙ СТИЛЬ» продлена до 11 декабря 2022 года
Выставка «[НE]СУРОВЫЙ СТИЛЬ. Искусство 1960–1970-х годов из собрания музея «Новый Иерусалим» продлена до 11 декабря 2022 года. У посетителей выставки есть возможность увидеть более 70 произведений советского искусства 60-70-х годов из собрания музея, треть из которых выставляется впервые. Проект показывает многообразие существующих тенденций в искусстве шестидесятников. Среди представленных мастеров — Игорь Купряшин, Александр Подколзин, Николай Андронов, Дмитрий Жилинский, Лев Тюленев, Наталья Сорокина и другие.

Искусство «шестидесятников» в последнее время вызывает все больший интерес исследователей и зрителей. Пример тому — прошедшая в 2017 году в Третьяковской галерее масштабная выставка «Оттепель». Выставка включала работы мастеров так называемого «сурового стиля» и демонстрировала произведения художников зарождающего в то время андеграунда.

Мастера «сурового стиля» создавали образы, лишенные украшательства и лакировки действительности, герои их полотен, написанных в скупой цветовой гамме, — мужественные люди, чья профессия сопряжена с тяжелым трудом, а зачастую и риском. Название выставки вступает в диалог с существующем определением стиля шестидесятников, но не противоречит ему, а дополняет, существенно расширяет представление о творчестве мастеров этого времени. Параллельно «суровому стилю» и нонконформизму в русском искусстве существовала устойчивая поэтическая линия, которая не прерывалась и в годы мощного идеологического давления, каким был период 1930-1950-х годов. Само понятие «суровый стиль» может характеризовать лишь краткий период советского искусства, вскоре даже главные его представители обратились к поиску более сложного пластического языка и темам, представляющим мир в его многообразии.

Задача выставки — показать многообразие существующих тенденций в искусстве шестидесятников, особо выделить эту поэтическую линию, которая, как правило, пропускается при создании выставок, но при этом она оказала влияние на последующее поколение советских художников.

Работая в традиционных жанрах, обращаясь к «вечной» тематике, художники «несурового стиля» создавали образы полные поэтики, а порой метафоричности и символизма. Большое значение в создании образов имело «открытие» мастерами русской провинции, Севера, а также иконописи и искусства Серебряного века. Зритель увидит, как после засилья описательности и литературщины, преобладающей в полотнах 1940-1950-х годов, живописи возвращался ее специфический язык, главным в котором является цвет, композиционно-пространственное построение, фактура. Показывая круг авторов, из которых, строго говоря, не всех можно причислить к поколению шестидесятников, выставка дает возможность представить очень важное для национального самосознания направление.

Людмила Денисова, руководитель художественного отдела музея «Новый Иерусалим», куратор выставки

Искусство «шестидесятников» ассоциируется, прежде всего, с «суровым стилем», но творчество мастеров этого периода было куда многообразнее. Да и сам «суровый стиль» просуществовал недолго: уже в начале 1960-х многие его представители обратились к поиску более сложного языка, в чем можно убедится на примере работ Николая Андронова и Ирины Лавровой. Стремясь показать многообразие этой эпохи, давшей мощный толчок для развития живописной культуры, экспозиция выделяет, прежде всего, характерную для русского искусства поэтическую линию. Она представлена работами таких мастеров как Анатолий Слепышев, Алексей Громов, Виктор Скалкин, Ирина Юдина.

В особый раздел на выставке выделены произведения Александра Подколзина и Игоря Купряшина, их недооцененное творчество, продолжающую философско-созерцательную линию русского искусства, зрителям предстоит открыть.

Дата публикации: 11.11.2022