В музее прошла II научно-практическая конференция «Экспертиза и атрибуция произведений искусства. Теория, практика и правовые аспекты» | Музей Новый Иерусалим
• Уважаемые посетители! 26 апреля выставка «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» работает до 17.30.
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Государственный историко-художественный музей
      • Режим работы
        • ВТ 10:00 - 19:00
        • СР 10:00 - 19:00
        • ЧТ 10:00 - 20:00
        • ПТ 10:00 - 20:00
        • СБ 10:00 - 20:00
        • ВС 10:00 - 19:00
        • ПН Выходной
  • Ru En
В музее прошла II научно-практическая конференция «Экспертиза и атрибуция произведений искусства. Теория, практика и правовые аспекты»
29 ноября 2021 года в музее «Новый Иерусалим» состоялась II научно-практическая конференция «Экспертиза и атрибуция произведений искусства. Теория, практика и правовые аспекты», организованная Научно-исследовательской независимой экспертизой имени П. М. Третьякова совместно с Государственным историко-художественным музеем «Новый Иерусалим».

Конференция была приурочена к успешному старту исследовательского проекта, осуществляемого специалистами компании НИНЭ в ГБУК МО «Музей «Новый Иерусалим», а завершилась решением сделать мероприятие ежегодным для дальнейшего обмена опытом и поддержания взаимодействия.

Мероприятие объединило экспертов со всей России и привлекло широкую аудиторию слушателей: от студентов художественных направлений до специалистов ведущих музеев России.

Резюме докладов конференции НИНЭ 2021:

1. Игнатова Наталья Сергеевна, Дергачева Анна Борисовна (НИНЭ им. П.М. Третьякова). К вопросу об атрибуции картины К. Е. Маковского «Мифологическая сцена».

После экспертизы: К. Е. Маковский «Харон перевозит души умерших через реку Стикс». Было проведено исследование ранней картины К. Е. Маковского периода обучения живописца в Академии художеств (1861 г.). Установлено, что она дошла до нашего времени в виде фрагмента. Атрибуция завершилась подтверждением авторства художника благодаря соответствию технологических особенностей эталонам и обнаружению прижизненной публикации полного варианта картины.

2. Рыбакова Юлия Вячеславовна (НИНЭ им. П.М. Третьякова). Исследование произведений Д. Д. Бурлюка японского периода.

В докладе на основе исследования трех работ Д. Бурлюка 1920-22 годов — 2 пейзажа («Скалы «Наполеон» у мыса Басаргина» и «На границах Кореи») из частных собраний и «Поместье в Японии. Сума» из собрания музея «Новый Иерусалим» — анализируются жизнь и творчество художника во Владивостоке перед отъездом в Японию и во время пребывания Японии, а также обозначаются основные проблемы, связанные с экспертизой работ автора. В докладе демонстрируются этапы экспертизы представленных произведений Бурлюка. В процессе исследования были уточнены датировки данных работ, названия, обстоятельства создания, а также история бытования и экспонирования.

3. Пономаренко Екатерина Максимовна (НИНЭ им. П.М. Третьякова). Исследование произведений Н.Я. Симонович-Ефимовой из собрания музея «Новый Иерусалим».

Сообщение о ходе исследования трех картин Н.Я. Симонович-Ефимовой, поступивших в собрание Нового Иерусалима, в процессе которого было установлено происхождение картины из собрания семьи художницы, а также участие двух произведений в персональной выставке художницы в Москве в 1968 году.

4. Глебова Ольга Сергеевна (НИНЭ им. П.М. Третьякова). Реконструкция утраченного альбома А. И. Шарлеманя в процессе экспертного исследования.

В процессе исследования и атрибуции акварели Иосифа Иосифовича Шарлеманя «Интерьер гостиной», 1852 (бумага, графитный карандаш, акварель, гуашь; 20,7×27,7) из частного собрания было не только подтверждено авторство и установлено изображенное место, но и восстановлен в значительной степени образ утраченного на сегодняшний день архитектурного «владельческого» альбома, в который экспертируемая акварель входила. По итогам экспертизы «Интерьер гостиной» определен как лист из архитектурного альбома с видами особняка Александра Александровича Вонлярлярского по адресу Английская набережная, 36.

5. Аверьянова Мария Александровна (Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева). К вопросу об атрибуции русской оригинальной графики ХХ века в региональных музеях. На примере Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачева. Доклад был посвящен атрибуции русской оригинальной графики XX века в собрании Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачева. Освящены основные этапы изучения того или иного произведения искусства: иллюстраций Н. В. Кузьмина, акварели предположительного авторства К.С. Петрова-Водкина, карандашных рисунков П.П. Пашкова. Выявлены общие моменты, а также ряд типовых проблем в процессе поиска ответов на поставленные вопросы. Уделено внимание исследованиям последних лет, позволяющим говорить о непрекращающейся работе с предметами из музейных коллекций.

6. Мерзлютина Наталья Алексеевна (Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»). О двух Богородичных иконах, поступивших в коллекцию музея «Новый Иерусалим» в 2019 году.

Доклад содержит предварительные выводы по датировке и атрибуции двух произведений, поступивших в собрание музея «Новый Иерусалим» и представляющих собой Богородичные иконы храмовых размеров. Одна из них — икона Богоматери «Всех скорбящих Радость» — восходит к чудотворному московскому образу и написана в конце XIX столетия, предположительно палехским мастером, возможно, работавшим в Москве. Вторая — Крупецкая икона Богоматери, в окладе — представляет собой, по всей видимости, список с чтимого чудотворного Богородичного образа, находившегося в местечке Крупцы (ныне в черте Минска). Произведение редкой иконографии написано на рубеже XVIII–XIX века в Западных землях России, предположительно в Белоруссии.

7. Чайкина Юлия Викторовна, Шибанова Ирина Николаевна, Дергачева Анна Борисовна (НИНЭ им. П.М. Третьякова). Использование пигмента кадмия красного в русской живописи первой трети ХХ века.

В докладе были озвучены результаты исследования, которые проводились методом РФА, датированных живописных произведений первой трети ХХ века из частных и музейных коллекций на предмет наличия синтетического красного пигмента — кадмия красного (сульфида-селенида кадмия). Внимание было направлено на исследование времени начала использования сульфида-селенида кадмия в палитре русских художников, что является основополагающим моментом при датировке произведений живописи. Был проанализирован элементный состав оранжевых и красных красок более 170 датированных живописных полотен первой половины XX века из музейных коллекций, в том числе 157 работ первой трети XX века. Кадмий красный (сульфид-селенид) был найден только в 8 работах (наиболее ранняя датировка — 1914 год). В ходе многолетней научной деятельности лаборатории НИНЭ им. П. М. Третьякова кадмий красный был найден только в 18 датированных живописных полотнах первой трети XX века из частных собраний (наиболее ранний пример — 1914 год). Таким образом, при исследовании датированных картин первой трети XX века из музейных и частных коллекций установлено, что наиболее раннее время использования данного пигмента — середина 1910-х годов, однако, эти случаи единичны, что подтверждает данные о массовом употреблении пигмента кадмий красный уже после 1930-1940-х годов.

8. Морозова Екатерина Александровна, Кадикова Ирина Фанисовна, Писарева Светлана Алексеевна (Государственный научно-исследовательский институт реставрации). Исследование титановых белил в подлинных произведениях живописи XX века.

Доклад представляет результаты экспериментальной работы по исследованию титановых белил в произведениях живописи, созданных в 1920–1990-е гг. Среди более чем 160 картин титановые белила были выявлены только в 16 работах. Самые ранние случаи обнаружения относятся к 1930-1940-м гг., а активное использование художниками белой краски приходится на 1970-е гг. Исследование химического состава красок на основе диоксида титана комплексом физико-химических методов позволило установить существенные различия в белилах, выпускавшихся в разные периоды XX столетия. Таким образом, полученные результаты позволят повысить достоверность и надежность экспертных выводов.

9. Кадикова Ирина Фанисовна, Писарева Светлана Алексеевна (Государственный научно-исследовательский институт реставрации). Красочная палитра Роберта Фалька по результатам исследования двадцати работ 1907-1950-х гг.

Доклад был посвящен исследованию художественных материалов Роберта Фалька. Наследие Фалька достаточно хорошо изучено, однако о технической стороне его творчества практически ничего неизвестно. Цель настоящей работы — установить состав грунтов и красочных смесей, использовавшихся Р. Фальком, выявить технологические приемы, характерные для художника в разные периоды его творчества. Исследование осуществлено комплексом методов физико-химического анализа, что дало возможность получить точные данные о составе грунтов и красках (пигментах, наполнителях и связующих веществах) художника на протяжении практически всего периода его творческой деятельности. Полученные результаты представляют несомненный интерес для атрибуции и экспертизы произведений художника.

10. Лаптева Виктория Яковлевна (Галерея Альбион). Особенности экспертизы «перспективных» видов второй половины XVIII века, предназначенных для зограскопов.

Была исследована гравюра неизвестного автора французской школы «Санкт-Петербург. Вид на галерею и амфитеатр для общественных гуляний на Каменном острове» (бумага, резец, офорт, акварель, белила, 32,8×49,5, 1780 г.), созданная на основе рисунка М. И. Махаева и предназначенная для демонстрации с помощью зограскопа — специального оптического прибора, через выпуклую линзу создающего эффект глубины и насыщенности изображения. В соответствии с предназначением оттиск с медной доски на характерной для XVIII века тряпичной бумаге выполнен в горизонтальном формате и имеет определённый задачей размер; изображение нарочито несколько упрощено по сравнению с оригиналом, раскраска сделана плотными, насыщенными тонами. Подобные листы служили для демонстрации гостям как иллюстрация к рассказам о путешествиях и далёких странах, в связи с активным использованием их сохранилось немного; часто их изготавливали по заимствованным живописным или гравированным оригиналам, поскольку вопросы авторского права де-факто в тот период никак не регулировались

11. Комаров Игорь Александрович (Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»). Экспертиза оружия из коллекции конфиската. Первое приближение.

Доклад был посвящен экспертизе и атрибуции коллекции оружия, поступившей в музей «Новый Иерусалим» в 2019 году.

Дата публикации: 30.11.2021