В музее «Новый Иерусалим» состоялось открытие выставки «Возвращение в усадьбу» | Музей Новый Иерусалим
В музее «Новый Иерусалим» состоялось открытие выставки «Возвращение в усадьбу»
23 сентября в музее «Новый Иерусалим» состоялось открытие выставки «Возвращение в усадьбу», которая впервые в столь крупном масштабе демонстрирует разнообразные усадебные коллекции музея — живопись, графику, декоративно-прикладное искусство, архивные материалы — всего более 400 предметов из собственного музейного собрания и частных коллекций.

Открытие выставки стало одним из ключевых событий в рамках юбилейного года музея «Новый Иерусалим», отмечающего в 2020-м свое столетие. В 1920—1930-х годах Новый Иерусалим стал спасительным местом для национализированных художественных ценностей гибнущих усадеб севера, северо-запада и других направлений Московской области. Несмотря на разрушительные военные годы, внушительную часть этого собрания удалось сохранить. В результате работы нескольких поколений музейщиков, «Новый Иерусалим» обладает крупнейшей и самой разнообразной коллекцией артефактов из подмосковных усадеб, выступая, по сути, хранителем усадебного прошлого региона. Задача проекта — обратиться к культурному наследию усадеб как к феномену, не утраченному благодаря музеям, приоткрыть завесу над событиями послереволюционных лет и отдать должное людям, это наследие сохранившим.

Открытие выставки посетила вице-губернатор Московской области Наталья Виртуозова. Она напомнила, что в Подмосковье продолжается работа по сохранению исторических усадеб.

Вице-губернатор Московской области Наталья Виртуозова

Стараниями сотрудников музея были отобраны лучшие предметы из наших старинных дворянских усадеб. В большинстве своем они были отреставрированы, и сегодня их можно увидеть. Мы знаем, что на территории Подмосковья находилось более тысячи усадеб, сегодня можно говорить только о 300 в различной степени сохранности.

Выставка «Возвращение в усадьбу» объединяет экспонаты из усадеб «Ильинское» семьи Романовых, «Никольское-Урюпино» князей Голицыных, «Покровское» Шереметевых, «Введенское» князей Лопухиных и других. Многие вещи никогда ранее не представлялись вниманию публики. Организаторы предложили посетителям подумать об уцелевшем и разрушенном, о развитии и изучении усадебного наследия, о роли музеев в сохранении усадебных территорий и о том, что еще не поздно спасти. Погрузиться в тему гостям выставки помогает нестандартный подход к экспонированию: от входа до выхода посетителей ждет не показ отдельных предметов, а целостный рассказ-путешествие в эпоху и взгляд на усадьбу как на единый комплекс места, быта и особой атмосферы.

Открывает экспозицию инсталляция «Призрачный сад» — масштабная карта подмосковных усадеб 1928 года. Посетителям расскажут о владельцах этих усадеб в XVIII–XIX веках, о музейных сотрудниках, спасавших наследие этих ансамблей в послереволюционные годы. Рассказ дополняют снимки этих усадеб в 1920–30-е годы, сделанные классиком пикториальной фотографии Юрием Ерёминым. В основном разделе экспозиции представлены собственно предметы из усадебных коллекций. Это полотна западноевропейских мастеров XVI–XIX веков, фламандских и итальянских живописцев, работы малых голландцев, гравюры Пиранези и Франческо Бартолоцци, графика Александра Молинари и Евгения Лансере. Это изделия из фарфора и стекла Мейсенской, Берлинской, Венской мануфактур, предметы производства Императорского стеклянного завода, Гжельская керамика, русское стекло XVIII века, а также китайский фарфор XVII века. Кроме этого, посетители увидят коллекцию европейского оружия XVI–XVIII веков, собранную князем С. М. Голицыным, произведения уральских и архангельских мастеров XVII–XVIII веков и многое другое. Завершают выставку залы, посвященные большой реставрационной работе, проводимой в последние годы в усадебных комплексах, а также перспективам развития их туристического потенциала.

Председатель Наблюдательного Совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» Анна Витальевна Громова

Мне кажется, что та смелость, мудрость и удивительный структурированный профессиональный подход, какой смог проявить директор музея и весь его коллектив, в подготовке этой выставки, он определил судьбу очень многих мест Подмосковья, которые сейчас широкой публике неизвестны. Для меня очень близко это хронологическое разделение выставки, когда «говорится» отдельно о периоде изучения русских усадеб и попытке усвоить великое наследие Золотого века русских усадеб. Мы прослеживаем такой подъем исторического подхода, изучения и интереса к русской усадьбе. Эта выставка послужит примером тому, как нужно возрождать историческую память. Ведь непрерывность нашей истории служит залогом нашего будущего, нашей созидательной любви к родине, к тем местам, где мы родились.

Дата публикации: 24.09.20