Мастера «сурового стиля» создавали образы, лишенные украшательства и лакировки действительности, герои их полотен, написанных в скупой цветовой гамме, — мужественные люди, чья профессия сопряжена с тяжелым трудом, а зачастую и риском. Название выставки вступает в диалог с существующем определением стиля шестидесятников, но не противоречит ему, а дополняет, существенно расширяет представление о творчестве мастеров этого времени. Параллельно «суровому стилю» и нонконформизму в русском искусстве существовала устойчивая поэтическая линия, которая не прерывалась и в годы мощного идеологического давления, каким был период 1930-1950-х годов. Само понятие «суровый стиль» может характеризовать лишь краткий период советского искусства, вскоре даже главные его представители обратились к поиску более сложного пластического языка и темам, представляющим мир в его многообразии.
Задача выставки — показать многообразие существующих тенденций в искусстве шестидесятников, особо выделить эту поэтическую линию, которая, как правило, пропускается при создании выставок, но при этом она оказала влияние на последующее поколение советских художников.
Людмила Денисова, руководитель художественного отдела музея «Новый Иерусалим», куратор выставкиИскусство «шестидесятников» ассоциируется, прежде всего, с «суровым стилем», но творчество мастеров этого периода было куда многообразнее. Да и сам «суровый стиль» просуществовал недолго: уже в начале 1960-х многие его представители обратились к поиску более сложного языка, в чем можно убедится на примере работ Николая Андронова и Ирины Лавровой. Стремясь показать многообразие этой эпохи, давшей мощный толчок для развития живописной культуры, экспозиция выделяет, прежде всего, характерную для русского искусства поэтическую линию. Она представлена работами таких мастеров как Анатолий Слепышев, Алексей Громов, Виктор Скалкин, Ирина Юдина.
В особый раздел на выставке выделены произведения Александра Подколзина и Игоря Купряшина, их недооцененное творчество, продолжающую философско-созерцательную линию русского искусства, зрителям предстоит открыть.
На торжественном открытии выставки с приветственным словом выступил художник и скульптор Александр Александрович Волков, современник представленных на выставке мастеров.
Художник и скульптор Александр Александрович ВолковХудожники, представленные здесь, даже в самые трудные годы и «Оттепели», и не «Оттепели» пытались сохранять человеческое лицо <…> Свобода для художников огромная значимая и движущая сила. Вот эти художники все были борцы за свободу, но не громкими плакатами и какими-то политическими высказываниями, а просто тем, как они выражали жизнь…
Экспозиция выставки включает два основных тематических раздела.
Первый раздел экспозиции демонстрирует довольно разнообразный срез советского искусства 1960-1970-х годов, которыми за редким исключением ограничивается хронология выставки. В этот раздел вошли работы Николая Андронова, Дмитрия Жилинского, Алексея Губарева, Ирины Лавровой, Льва Тюленева и многих других мастеров.
Выставка в целом, как и первый ее раздел, освещает плодотворный период в советском искусстве, который принято характеризовать, как «время серьезнейших эстетических завоеваний и высокой живописной культуры».
В особый раздел экспозиции, выделенный в отдельный зал, войдут произведения Игоря Купряшина и Александра Подколзина, чье творчество и породило название выставки «[Не]суровый стиль». Их искусство, также как искусство Виктора Скалкина, которое будет также представлено в этом разделе, невозможно охарактеризовать без эпитетов «лирическое» и «поэтическое», а в случае с Купряшиным можно говорить и о символизме образов.