Крымский уроженец из обрусевшей купеческой семьи города Феодосия, Айвазовский с детства влюбился в морскую стихию и стал ее поэтом. Во множестве морских пейзажей развернулся его бурный художественный темперамент и врожденный инстинкт живописца: в передаче морских бурь и сражений, мчащихся волн и надвигающихся туч, прозрачности воздуха и холода струящейся воды. Айвазовскому удалось создать новые для своего времени образы морской стихии, поражающие настроением свежести и романтической приподнятости. Его метод позволял развивать колоссальную производительность. Свои картины он писал в мастерской, опираясь на хорошую память, удивительное знание морской стихии и блестящую технику. Его художественное наследие составляет около 6 тысяч полотен. Сохранивший верность академизму до конца дней, Айвазовский не оставил учеников. При его жизни уже вовсю шли поиски новых художественных идей и направлений, свободных от «академических оков».
Иван Константинович прожил долгую жизнь, полную трудов и успехов. Он был, что называется, «избранником судьбы». Дарование его было замечено с детства: многие поддерживали его, в том числе феодосийский градоначальник Александр Иванович Казначеев; благодарную память о нем художник хранил всю жизнь. С его помощью Айвазовский в 1833 году поступил в Императорскую Академию художеств, где учился в классе пейзажной живописи у одного из первых мастеров романтического пейзажа Максима Никифоровича Воробьева. Уже через два года Айвазовский был определен к модному французскому маринисту Филиппу Таннеру, а затем в класс профессора Александра Ивановича Зауервейда для занятий морской батальной живописью. В его судьбе принимал заинтересованное участие сам император — Николай I.
Будучи еще студентом Академии, художник получил в 1837 году Большую золотую медаль за картину «Штиль». В связи с большими профессиональными успехами Айвазовского было решено выпустить его из Академии на два года раньше положенного срока и послать на эти два года в Крым, а затем на 6 лет за границу. В 1839 году, вернувшись из Крыма, Иван Константинович получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин, равнявшийся 14-му классу Табели о рангах, и личное дворянство. В 1840 году, согласно предписанию Академии, вместе с художником-малороссом Василием Штернбергом он отправился в Рим. Поработав в Италии, затем проехав всю Европу, в 1844 году Айвазовский вернулся в Россию, где стал художником Главного Морского штаба, а с 1847 года — профессором Академии художеств.
Женившись в 1847 году, на вершине творческих успехов и карьеры, Айвазовский покинул столицу и окончательно связал свою жизнь с Феодосией. Но это не значит, что он стал провинциальным художником. Его работы пользовались неизменным успехом в столицах. (К примеру, все мы знаем, хотя бы в репродукциях, классику Айвазовского — «Девятый вал», написанную в 1850 году, т. е. в феодосийский период).
К нему пришло мировое признание. В 1874 году Флорентийская Академия удостоила Айвазовского редкой для художника чести – предложила написать свой автопортрет для галереи великих художников в палаццо Уффици (из русских раньше такой чести был удостоен лишь Орест Кипренский). Семь работ художника экспонировались в Художественном отделе Русского павильона на Всемирной выставке в Филадельфии (1876), впервые проводившейся за пределами Европы и посвященной 100-летию США.
О сегодняшнем интересе к творчеству Айвазовского свидетельствуют выставки его работ, прошедшие в 2016 году и в Москве (ГТГ), и в Московской области (Музей «Новый Иерусалим»).
В собрании музея «Новый Иерусалим» имеется пять полотен кисти И.К. Айвазовского. Их можно видеть в сегодняшней музейной экспозиции «Русское искусство. Церковное и светское искусство XVI — начала XX века» .