29 июля 202-летие Ивана Константиновича Айвазовского | Музей Новый Иерусалим
29 июля 202-летие Ивана Константиновича Айвазовского
29 июля исполняется 202 года со дня рождения Ивана Константиновича Айвазовского — знаменитого живописца-мариниста с мировой славой, самой крупной фигуры русского романтического пейзажа.  Айвазовский был  членом Римской, Флорентийской, Штудгартской и Амстердамской Академий художеств, кавалером многих отечественных и зарубежных орденов.

Крымский уроженец из обрусевшей купеческой семьи города Феодосия, Айвазовский  с детства влюбился в морскую стихию и стал ее поэтом.  Во множестве морских пейзажей развернулся его бурный художественный темперамент и врожденный инстинкт живописца: в передаче  морских бурь и сражений, мчащихся волн и надвигающихся туч, прозрачности воздуха и холода струящейся воды. Айвазовскому удалось создать новые для своего времени образы морской стихии, поражающие настроением свежести и романтической приподнятости.  Его метод позволял развивать колоссальную производительность. Свои картины он писал  в мастерской, опираясь на хорошую память, удивительное знание морской стихии и блестящую технику. Его художественное наследие составляет около 6 тысяч полотен. Сохранивший верность академизму до конца дней, Айвазовский не оставил учеников. При его жизни уже вовсю шли поиски новых художественных идей и направлений, свободных от «академических оков».

Иван Константинович прожил долгую жизнь, полную трудов и успехов. Он был, что называется, «избранником судьбы». Дарование его было замечено с детства: многие поддерживали его, в том числе феодосийский градоначальник Александр Иванович Казначеев; благодарную память о нем художник хранил всю жизнь. С его помощью Айвазовский в 1833 году поступил в Императорскую Академию художеств, где  учился в классе пейзажной живописи у одного из первых мастеров романтического пейзажа Максима Никифоровича Воробьева. Уже через два года Айвазовский был определен к модному французскому маринисту Филиппу Таннеру, а затем в класс профессора Александра Ивановича Зауервейда для занятий морской батальной живописью. В его судьбе принимал заинтересованное участие сам император —  Николай I.

Будучи еще студентом Академии, художник получил в 1837 году Большую золотую медаль за картину «Штиль». В связи с большими профессиональными успехами Айвазовского было решено выпустить его из Академии на два года раньше положенного срока и послать на эти два года в Крым, а затем на 6 лет за границу. В 1839 году, вернувшись из Крыма, Иван Константинович получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин, равнявшийся 14-му классу Табели о рангах, и личное дворянство. В 1840 году, согласно предписанию Академии, вместе с художником-малороссом Василием Штернбергом он отправился в Рим. Поработав в Италии, затем проехав всю Европу, в 1844 году Айвазовский вернулся в Россию, где стал художником Главного Морского штаба, а с 1847 года — профессором Академии художеств.

Женившись в 1847 году, на вершине творческих успехов и карьеры, Айвазовский покинул столицу и окончательно связал свою жизнь с Феодосией. Но это не значит, что он стал провинциальным художником. Его работы пользовались неизменным успехом в столицах. (К примеру, все мы знаем, хотя бы в репродукциях, классику Айвазовского — «Девятый вал», написанную в 1850 году, т. е. в феодосийский период).

К нему пришло мировое признание. В 1874 году Флорентийская Академия удостоила Айвазовского редкой для  художника чести – предложила написать свой автопортрет для галереи великих художников в палаццо Уффици (из русских раньше такой чести был удостоен лишь Орест Кипренский). Семь работ художника экспонировались в Художественном отделе Русского павильона на Всемирной выставке в Филадельфии (1876), впервые проводившейся за пределами Европы и посвященной 100-летию США.   

О сегодняшнем интересе к творчеству Айвазовского свидетельствуют выставки его работ, прошедшие в 2016 году и в Москве (ГТГ), и в Московской области (Музей «Новый Иерусалим»).

В собрании музея «Новый Иерусалим» имеется пять полотен кисти И.К. Айвазовского. Их можно видеть в сегодняшней музейной экспозиции «Русское искусство. Церковное и светское искусство XVI — начала XX века» .

Дата публикации: 29.07.19