Новое прочтение исторического материала | Музей Новый Иерусалим
• Уважаемые посетители! 26 апреля выставка «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» работает до 17.30.
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Государственный историко-художественный музей
      • Режим работы
        • ВТ 10:00 - 19:00
        • СР 10:00 - 19:00
        • ЧТ 10:00 - 20:00
        • ПТ 10:00 - 20:00
        • СБ 10:00 - 20:00
        • ВС 10:00 - 19:00
        • ПН Выходной
  • Ru En
Новое прочтение исторического материала
25 июля 2021 года в Еврейском музее и Центре толерантности состоялась защита проекта кураторской школы Avant-Garde LAB на основе музейного собрания «Нового Иерусалима».

Avant-Garde LAB проводит свой «интенсивный курс» в пятый раз. Молодым людям — студентам курса, будущим кураторам — предоставляют возможность придумать проект реальной большой выставки (прослушав предварительно лекции и пройдя практические занятия).

На сей раз партнером Avant-Garde LAB стал Музей «Новый Иерусалим», предоставивший для кураторских рефлексий свою коллекцию 1920-1930-х годов. Руководителями «интенсива» выступили известные московские искусствоведы Кирилл Светляков и Александр Кремер. В музее «Новый Иерусалим» со студентами работали главный хранитель Наталья Сафонова и заведующая художественным отделом Людмила Денисова.

Финальная выставочная концепция получила название «Невидимы и свободны: советское искусство 1920-1930-х годов». Как сказал во вступительном слове Кирилл Светляков, есть распространенное мнение, что пост-авангардное искусство 1920-1930-х годов — это искусство смертельно напуганных людей. Но на их наследие можно взглянуть иначе: художники ускользнули из-под государственного контроля и создали себе пространство свободы. Было интересно проследить, как им это удалось.

Из бесчисленных музейных сокровищ кураторы выбрали работы 28 авторов. Некоторые произведения никогда еще публике не демонстрировались. За «нулевой» уровень размышлений решено было взять авангардную практику ВХУТЕМАСа. Когда в конце 1920-х авангардный импульс сошел на нет, мастера, не желавшие заниматься социалистической пропагандой, начали искать собственные пути в искусстве.

Художественный материал структурировали по трем залам: в первом, под условным названием «Куда теперь?», собраны переходные работы от ученических штудий в духе авангарда до размытых портретов и городских пейзажей, которые (условно) олицетворяют исчезающий традиционный, дореволюционный уклад. Во втором зале «Здесь и сейчас» мы найдем новые темы: изображения советских городов, нового быта, демонстраций, спорта и проч., одним словом — «игры в советское». Это были попытки рассказать о советских реалиях искренне, с личными интонациями. И, наконец, третий зал дает представление о вариантах эскапизма: кто-то из художников уезжал в Среднюю Азию, другие — в деревню, находя, отдохновение в создании деревенских пейзажей, для четвертых спасительным кругом становилось классическое искусство, а кто-то уходил в религию.

Студенты Avant-Garde LAB не только придумали концепцию, но предложили черновой дизайн выставки, варианты мультимедийного сопровождения, культурную программу и просчитали бюджет (минимальный 3 400 тыс. руб., максимальный 6 350 тыс. руб.).

В обсуждении проекта принимали участие ведущие кураторы Москвы, в частности, Ирина Пронина и Игорь Смекалов, только что сделавшие выставку Ивана Кудряшова в ГТГ. Отмечая свежесть подхода и незамыленный взгляд на искусство 1920-30-х годов, новые интонации, новые выявленные ценности, — они выразили надежду, что когда/если дело дойдет до реальной выставки, многие акценты будут скорректированы (например, ВХУТЕМАС отнюдь не был эпицентром «классического авангарда», там преподавали разные мастера, да и сам сочетание «классики» и «авангарда» звучит как оксюморон) и главное — открыты и добавлены новые, важные детали. Изучение искусства 1920-1930-х годов достигло такого уровня, что ценность имеет не взгляд «в общем», а значимые подробности: чем их больше, тем полнее картина.

Также было высказано пожелание в отдельном разделе выставки рассказать, как складывалась музейная коллекция. С одной стороны, «Новый Иерусалим» известен своим статусом «Подмосковного Нукуса», своей коллекцией неофициального искусства 1920-1980-х годов, с другой — поколение 20-30-летних искусствоведов уже не знает, а кто, собственно, стоял у истоков собрания, по какой логике оно формировалось. Как бы то ни было, сотрудничество молодых кураторов и опытных музейщиков, столичного и подмосковного арт-сообществ следует только приветствовать. Совместные проекты ломают культурную сегрегацию (деление художественной жизни на ту, что внутри и ту, что за пределами МКАД) и делают культурный ландшафт разнообразным и богатым.

Автор статьи: Людмила Лунина

Дата публикации: 29.07.2021