Музей «Новый Иерусалим» и дирижер Василий Петренко расширяют свое сотрудничество | Музей Новый Иерусалим
Музей «Новый Иерусалим» и дирижер Василий Петренко расширяют свое сотрудничество
10 октября в музее «Новый Иерусалим» состоялось выступление Государственного академического оркестра России им. Светланова под руководством Василия Петренко.

Как известно, главный дирижёр Филармонического оркестра Осло и Ливерпульского королевского симфонического оркестра дирижер Василий Петренко является также художественным руководителем фестиваля «Лето. Музыка. Музей» — главного летнего события в «Новом Иерусалиме». В этом году из-за коронавируса дирижер не смог лично в фестивале участвовать, хотя полностью составил его программу, пригласив таких выдающихся музыкантов, как Максим Венгеров, Дмитрий Синьковский, Николай Луганский и многих других. И вот с некоторым опозданием Петренко сделал фестивалю постскриптум: вместе с одним из лучших симфонических оркестров страны исполнил произведения Гайдна, Бетховена, Мендельсона и Брамса.

У Василия Эдуардовича есть традиция обращаться с приветственным словом к публике перед каждым музыкальным опусом. Он говорит несколько слов о композиторе, о самой вещи, которую предстоит услышать, о примечательных обстоятельствах, сопровождавших когда-то премьеру. Так, слушатели в музее узнали, что второе название Симфонии N 96 Йозефа Гайдна — Miracle, так как по преданию, во время первого ее исполнения в зале упала люстра, но, к счастью, никто не пострадал. (Впрочем, возможно, это случилось на Симфонии N 97, но инцидент точно имел место.) Еще он рассказал, что Большую фугу (сочинение N133) Бетховен писал, уже полностью лишившись слуха, что сделало его совершенно свободным в экспериментах. Если зрителям и резали слух какие-то невиданные гармонии, то автор разводил руками и пенял на собственный недуг, хотя именно внутренний слух позволял ему в композиторских решениях обгонять время. Еще мы узнали, что Феликс Мендельсон (редкий случай!) не думал о заработке, сочиняя музыку: он был сыном банкира и творил себе в удовольствие. В отличие от перфекциониста Брамса, всегда сомневавшегося в своем таланте и боровшегося с неуверенностью сочинением вариаций на темы других композиторов, того же Гайдна.

Эти милые разговоры с публикой невероятно приближают музыку к слушателю, возвращают ей ее первоначальное предназначение — развлекать. Симфонический концерт из формального события, на котором надо сидеть с каменным лицом, вдруг превращается с любопытное действо, от которого получаешь удовольствие. И видно, что музыканты играют с азартом, да и дирижер им подыгрывает. Петренко — выдающийся актер пантомимы: то, как он двигается, как взлетают его руки, на сотую долю предваряя музыку, расшифровывает композиторский замысел и придает вещам важные дополнительные смыслы. И главный секрет его дирижирования — произведения, которые под руководством Василия исполняет оркестр, звучат так, будто написаны вчера. Он удивительным образом их осовременивает.

Одним словом, вечером 10 октября 2020 года жителям города Истра могли бы позавидовать жители Нью-Йорка, Лондона, Вены и других музыкальных столиц: без всяких скидок, это был концерт на высоком мировом уровне. Музыкантов долго не отпускали со сцены. Публика покидала зал в восторге.

Василий Петренко анонсировал еще одно важное событие: его сотрудничество с музеем «Новый Иерусалим» расширяется. Отныне он отвечает не только за летний фестиваль, но и за музыкальную программу в течение года. Как минимум раз в месяц один или несколько выдающихся исполнителей будут давать концерты в «Новом Иерусалиме». Он и сам будет в музее нередким гостем. Следите за афишей!

Дата публикации: 11.10.20