В собрании церковного искусства музея «Новый Иерусалим» хранится значительное количество произведений русской иконописи, посвященных церковным праздникам. Это и так называемые «полницы» — иконы с изображением Воскресения Христова в окружении двунадесятых праздников, и отдельные образы Господских и Богородичных праздников Богослужебного круга, и минеи — образы, на которых представлены святые и праздники, отмечаемые в определенный месяц. Некоторые иконы имеют большие размеры, что свидетельствует об их происхождении из праздничного ряда иконостаса.
Выставка приурочена к окончанию реставрации трех произведений из музейного собрания, проведенной сотрудниками реставрационного отдела: замечательного образа «Воскресение — Сошествие во ад, с Троицей Новозаветной и 16 праздниками», написанного мастером ярославских земель в конце XVII — начале XVIII столетия, и двух больших икон «Покров Богородицы», созданных уже в XIX веке. Один из образов выполнен в традиционной подстаринной манере и темперной технике, а второй, судя по имеющейся на обороте надписи, создан под влиянием академической живописи художником Михаилом Петровичем Цыпиным в Гороховце в 1884 году.
В экспозиции представлен ряд икон аналойных размеров, а также произведения меднолитой пластики.
Иконы-минеи представлены на выставке полным годовым набором икон из музейного собрания, созданных мастером Центральной России во второй половине XIX века, и годовой минеей со сценами Страстей Христовых и сводом Богородичных икон из частной коллекции, написанной в последней четверти того же столетия мастером Владимирских иконописных центров.
Экспозиция дополнена произведениями из частных собраний, среди которых образы из праздничного ряда иконостаса, написанные псковскими мастерами в последней четверти XVII века, и иконы из такого же ряда, выполненные палехскими художниками XIX столетия.
Александр Валерьевич Шаров, коллекционерДля выставки тема православного года очень интересна и выигрышна, потому что она может включить в себя широкий круг памятников разных по хронологии, стилистике, форме, содержанию, исполнению и по техническим деталям. Всё это есть возможность показать интересующимся. Очень хорошо, что музей взял эту тему для выставки. Как отмечали в своих выступлениях и директор музея Анна Васильевна Антипенко, и куратор выставки Наталья Алексеевна Мерзлютина, благодаря этой выставке впервые экспонируется широкий круг музейных памятников, специально окончена реставрация. Всё-таки одна из важных функций научного учреждения, такого как музей, это не только хранение, но и введение в научный оборот. Так как фонды любого музей превышают размеры экспозиционных залов, то очень большое количество значимых и интересных памятников хранится в фондах. Такие временные выставки — это замечательная возможность ввести в научный оборот новые памятники, показать их исследователям, что всегда дает возможность новых гипотез и умозаключений и двигает вперед искусствоведение. В данном случае музей представляет большое количество новых отреставрированных памятников, а я своими вещами просто дополняю выставку.