В экспозицию вошли работы, охватывающие широкую хронологию — с 1920—1930-х годов до сегодняшних дней, которые отражают эпоху их создания. Это отражение — не иллюстрация времени, а сложное, иногда конфликтное проживание в нем мастеров, оставшихся верными своим творческим устремлениям, несмотря на все вызовы и соблазны эпохи.
Людмила Денисова, руководитель художественного отдела музея «Новый Иерусалим», куратор выставкиВыставка «XX век. Отражение на бумаге» о многом: о бумаге, как самом распространенном и демократичном материале, о судьбах отдельных авторов, чьи работы, помещенные в одно экспозиционное пространство, создают картину эпохи. Эта картина — не парадное полотно, она написана с точки зрения отдельного человека, и она о человеке, оказавшемся в непростом, порой, конфликтном времени. И еще о поиске и достижении гармонии мастерами, несмотря на все драматические коллизии. Для музея эта выставка, созданная в год его 100-летия, своего рода подведение итога комплектования одной из коллекций и возможность представить зрителю многие работы впервые.
На торжественном открытии выставки с приветственными словами выступили художники, чьи работы непосредственно представлены на выставке: Александр Александрович Волков, Андрей Николаевич Красулин, Александр Валентинович Савельев.
Александр Александрович Волков, художник, скульптор, участник выставкиС историей музейного собрания художников XX века я знаком не понаслышке, она для меня словно «живая». Со многими мастерами я был знаком лично, судьбы некоторых из них сложились весьма трагично. Основное в их искусстве — это разговор человека с миром и поиск себя в этом мире, поиск каких-то пластических ценностей, сюжетов. Искусство их очень простое, «живое», обращенное к человеческому сердцу. Именно оно и помогало преодолевать все трудности того времени. И сейчас наступило время, когда такое «тихое, человечное» искусство особенно интересно и ценно.
Выставка не следует строгому хронологическому принципу, а демонстрируют близость, а иногда и контрасты в работах художников. Произведения Е. Левиной-Розенгольц и Р. Рабинович, помещенные в одном ряду с работами их учителя Р. Фалька, при всех различиях, выявляют общую живописную школу, тогда как монотипии М. Раубе-Горчилиной, получившей уроки владения этой техникой у Р. Барто, по своей мощи, скорее контрастируют с изысканными работами педагога. Если для Олега Кудряшова, Вячеслава Павлова или Кирилла Соколова бумага — основной материал, то такие мастера, как Андрей Гросицкий или Анатолий Слепышев известны больше как живописцы. Работая в графике в той же излюбленной ими тематике, они в своих черно-белых рисунках достигают большей ясности и остроты выражения.
Многие из перечисленных и другие мастера, чьи работы представлены на выставке, например, Илларион Голицын, Анатолий Зверев, Андрей Красулин, Игорь Купряшин, Лев Снегирев и Дмитрий Терехов принадлежат к поколению шестидесятников, и экспозиция даже единичными произведениями показывает многообразие их творческих поисков и путей, не сводимых к принятым понятиям: соцреализм — нонконформизм или постмодернизм.
Выставка представляет разные миры, разные судьбы, разные художественные школы. Она о том, как через индивидуальное и личное, а не через «этапы большого пути» отражается прошедшее столетие в работах мастеров. Увидеть экспозицию можно до 8 ноября 2020 года.