«Музей ближе». Сотрудники музея о его главных экспонатах | Музей Новый Иерусалим
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Государственный историко-художественный музей
      • Режим работы
        • ВТ 10:00 - 19:00
        • СР 10:00 - 19:00
        • ЧТ 10:00 - 20:00
        • ПТ 10:00 - 20:00
        • СБ 10:00 - 20:00
        • ВС 10:00 - 19:00
        • ПН Выходной
  • Ru En
«Музей ближе». Сотрудники музея о его главных экспонатах
Мы представляем видеопроект, в котором об экспонатах музея «Новый Иерусалим» рассказывают его сотрудники.

Этот проект мы создали для того, чтобы показать не только наш музей, но и его замечательных людей — наших коллег. В серии видеороликов #МузейБлиже, которые вы также можете найти во всех наших соцсетях, экскурсоводы, методисты и даже инженеры музея расскажут об экспонатах из наших постоянных экспозиций. Мы очень старались сделать эти мини-экскурсии с душой. Просто потому, что любим свой музей и хотим показать вам, какой он. Большое спасибо 360° Истра за эту совместную историю! О проекте рассказывает генеральный директор (в 2017–2022 гг.) музея «Новый Иерусалим» Василий Кузнецов

ПОРТРЕТ КНЯЖНЫ КАНТЕМИР

Восемнадцатое столетие справедливо считают веком портрета. Распространение портретного жанра произошло уже в петровское время. В эпоху глубоких преобразований и расцвета светской культуры деятельная, активная личность стала основным объектом искусства. Блестящим примером этому служит портрет княжны Кантемир.

ПОРТРЕТ НЕИЗВЕСТНОЙ. Н. И. Аргунов

Многие замечательные портреты, воплотившие высокие представления о человеческом достоинстве, были созданы талантливыми крепостными художниками, испытавшими всю тяжесть своего положения при крепостном строе. Одним из таких художников был Николай Иванович Аргунов. В «Портрете неизвестной» отразилось добросовестное и честное отношение художника к натуре.

О портрете рассказывает Анна Антипенко — с июня 2022 года генеральный директор музея «Новый Иерусалим»

Дополнительно о картине:

КОННЫЙ ПОРТРЕТ ПЕТРА I

«Конный портрет Петра I» написал неизвестный автор, скорее всего, в середине XVIII века. Именно в годы правления Петра I в России начала развиваться светская живопись. Ведущим жанром в петровское время и на протяжении всего XVIII века стал портрет. Царские особы редко позировали лично художникам, многие живописцы писали свои картины с работ, созданных именитыми мастерами. Иногда таких образцов было несколько.

ПЕЛЕНЫ XVI ВЕКА ИЗ ОСОБОЙ КЛАДОВОЙ

Две древние пелены «Похвала Богоматери» и «Христос с апостолами» из коллекции шитья музея «Новый Иерусалим» были созданных в 1510 году. Это вклад удельного Волоцкого князя Федора Борисовича и его супруги княгини Анны Волоцкой в Воскресенский собор города Волоколамска, ныне представленный в Особой кладовой музея «Новый Иерусалим».

РАННЯЯ ВЕСНА. А. К. Саврасов

Художник Алексей Кондратьевич Саврасов — один из первых мастеров, последовательно обратившихся к теме национального пейзажа. В пейзаже «Ранняя весна» художнику удалось передать красоту и одухотворенность родной природы, увидеть поэзию в обыденном.

ВИД НИЖНЕГО НОВГОРОДА. Н. Г. Чернецов

Ландшафтный пейзаж с изображением видов городов — это первый жанр пейзажного искусства в России. Он появился в XVII веке — прежде всего на гравюрах иностранных мастеров, побывавших в России проездом. Интерес к такому типу изображения не иссякал до XIX века. Именно к этому жанру относится картина «Вид Нижнего Новгорода» художника Никанора Чернецова.

ИКОНА «СПАС ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ с припадающими Патриархом Никоном и Святителем Филиппом»

Икона «Спас Вседержитель с припадающими Патриархом Никоном и Святителем Филиппом, Митрополитом Московским» — современница Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и находилась в нем практически с момента основания. Она была написана московскими иконописцами по повелению патриарха Никона в 1657 году.

ПОРТРЕТ А.Б. ВЫСОЦКОЙ-ГОТЦ. Л. ПАСТЕРНАК

Портрет А.Б. Высоцкой-Готц из коллекции нашего музея не без основания можно причислить к лучшим творениям Л. О. Пастернака. Портрет выдержан в стилистике модерна. Стилистическое единство отображается в деталях интерьера, в прихотливых линиях контура фигуры и кресла, в общей «драгоценной» поверхности холста.

ПАРСУНА ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА

Постоянная экспозиция «Новый Иерусалим — памятник истории и культуры XVII–XX веков» рассказывает о том, как задумывался и складывался образ Святых мест в Подмосковье, о роли Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря как памятника русского зодчества, о личности патриарха Никона. В этом выпуске #МузейБлиже мы расскажем об одной из самых значимых фигур в истории монастыря — царе Алексее Михайловиче. Именно при поддержке царя патриарх Никон приобрел обширные земли в Подмосковье в среднем течении Истры.

СЕРВИЗЫ 19 ВЕКА

Коллекции фарфора и стекла музея «Новый Иерусалим» начали формироваться в 1920–1930-е годы. В значительной степени этому способствовала передача предметов из окрестных усадеб через Государственный музейный фонд. На сегодняшний день музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим» располагает одним из наиболее полных и ценных собраний фарфора. Эта коллекция является одной из самых высоких по качеству, насчитывает около 2000 предметов и включает в себя произведения как европейского, так и русского фарфора, созданного в период с XVIII по XX век.

ТАНЕЦ ДЕРВИШЕЙ. АЛЕКСАНДР ВОЛКОВ

В рисунках из серии «Танец дервишей» Александр Волков передал энергию восточного ритуального танца. Фигуры словно высечены решительными линиями, в них чувствуется рука скульптора. Александр Александрович Волков (род. 1937) из Ташкента, поэтому тема Востока стала одной из ключевых в его творчестве. В 1988 году в Египте художник узнал новый Восток, который изобразил в своих работах. Некоторые из них хранятся в фондах музея «Новый Иерусалим».

СПЯЩИЙ ТАНАТОС

Пьетро Франки в своей скульптуре изобразил бога смерти Танатоса спящим юношей. Скульптор наделил каждый элемент своего произведения символизмом. Танатос дремлет на шкуре Немейского льва — символе Геракла, символе силы. Голова бога покоится на колчане со стрелами — атрибуте Амура — и факеле — аллегория жизни, который гасит Танатос. Скульптурное изображение Танатоса в экспозиции выставки «Возвращение в усадьбу» является своеобразным символом ушедшей цивилизации — русской дворянской усадьбы.

РИСУНОК, ВОСПИТАННЫЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ШКОЛОЙ

Евгений Владимиров достиг в своих работах подлинной свободы и артистизма при скрупулезной точности рисунка. Он отточил своё мастерство, соединив два классических метода — детализацию и синтез, что нашло отражение в его работах. В 1985 году Владимиров с семьей переехал в Юго-Восточный Крым, поселившись у подножия Кара-Дага. Горе и море Крыма и прежде всего скалы Кара-Дага стали основными темами его творчества.

СВОБОДА ВНУТРИ ЛИСТА

Техника сухой иглы, в которой работает Олег Кудряшов, требует высокой собранности и интуиции. Художник выполняет рисунок прямо на пластине промышленного цинка или пластика, не делая предварительных набросков. С начала 1980-х годов, помимо монохромных работ, Кудряшов стал создавать большие цветные работы, при этом делая только один оттиск. Художник считает, что каждая его работа — это автопортрет. Графика Кудряшова не тиражная: ведь в каждую работу он вкладывает открытую эмоцию.

Барельеф с портретом графини Е.И. Чернышевой. Выставка «Возвращение в усадьбу»

Выдающийся французский скульптор Жак-Доминик Рашетт был приглашен в Россию в качестве главного модельмейстера Императорского фарфорового завода. По его моделям были созданы многие придворные сервизы. Рашетт стал основателем русской классической фарфоровой пластики. На выставке «Возвращение в усадьбу» представлена одна из его работ — барельеф с портретом графини Екатерины Чернышевой, происходящий из частного собрания и впервые выставленный в экспозиции музея. Екатерина Ивановна являлась представительницей одного из самых влиятельных российских семейств.

Дворики. Р.М. Рабинович

Графическая серия «Дворики» Розалии Рабинович — это своеобразная хроника жизни двора, наблюдаемая острым взглядом мастера из окна ее комнаты на Большой Молчановке. В работах художница виртуозна в колористическом решении, в них присутствует лёгкий налёт ностальгии. Создается впечатление, будто бы среди героев «Двориков» Рабинович изображает своих ушедших родственников.

Картина «Выезд великого князя Александра Николаевича и его супруги Марии Александровны»

В центре внимания — картина французского живописца Пьера Мари Жозефа Верне (1797-1873), представленная на выставке «Возвращение в усадьбу». На ней изображён выезд на прогулку великого князя Александра Николаевича и его супруги великой княгини Марии Александровны.

Темповый рисунок Владимира Милашевского

Владимир Милашевский был активным участником и идеологом группы «13». Художники, входившие в объединение, следовали принципу «темпового рисунка». Такой рисунок Милашевский наносил спичкой, обмакивая ее в тушь, стремясь соотнести темп создания рисунка «с биением пульса самой жизни, ее ритмом». При такой технике возможны, по словам самого автора, «обмолвки, описки, ошибки», но она, позволяла ему достичь то, к чему он так стремился: «остановить мгновение». В 1932–1933 годы Владимир Милашевский пишет серию портретов писателей, пять из которых хранится в музее. В этих работах нашел воплощение принцип «быстрого рисунка».

Вазы-курильницы

На выставке «Возвращение в усадьбу» представлены два удивительных экспоната — парные вазы-курильницы или ароматницы. Они имеют интересную историю: сами фарфоровые сосуды в форме террин датируются 1740-ми годами, но оформление в качестве курильниц они получили в мастерской бронзовщиков чуть позже — в 1760–1770-е годы.

Дактилиотека

В таких изящных ларцах, которые назывались дактилиотеками, хранили коллекции античных камей или слепков с них. Российская императрица Екатерина Великая была страстным коллекционером предметов глиптики. Её собрание «антиков» (гемм, камей и инталий) насчитывало около десяти тысяч предметов. Она называла своё увлечение «камейной болезнью» или «каменной лихорадкой». Мода на коллекционирование предметов глиптики распространилась и на представителей знати. Так, практически в каждом доме или усадьбе были дактилиотеки, в которых были собраны слепки с античных камей.

Портрет графа Захара Чернышёва, владельца усадьбы Ярополец

На выставке «Возвращение в усадьбу» представлен портрет графа Захара Григорьевича Чернышёва, елизаветинского вельможи, героя Семилетней войны, одного из фаворитов Екатерины II и московского генерал-губернатора. Граф Чернышёв одним из первых русских военноначальников начал обустраивать свое имение в Яропольце и построил грандиозный дворцово-парковый комплекс, который назовут «Русским Версалем».

Медальерное искусство

Медальерное искусство стало развиваться в России во второй половине XVII века, что было связано с выпуском первых портретных рублей с изображением царя Алексея Михайловича. При Петре I медали стали выпускаться по случаю важных событий в России. Изображение государей на медалях было характерно для европейских мастеров и стало толчком к развитию медального портрета в России. В собрании музея представлена коллекция русской портретной медали с начала XVIII века и до середины XIX века, с которой можно познакомиться на выставке «Возвращение в усадьбу».

Коллекция часов

Известный французский бронзовщик Андре-Антуан Раврио, создатель первых часов-колесниц, воплотил в бронзе связь движения и времени, объединив два символа — часы и колесо. На выставке «Возвращение в усадьбу» представлены часы, которые являются вариацией его идей. Они были созданы в мастерской Л.-Ж. Лагесса в конце XVIII века. Один из залов выставки представляет различные усадебные коллекции, предметы из которых распределены по эпохам и стилям, и это путешествие во времени сопровождают часы.

Штофные обои

На выставке «Возвращение в усадьбу» представлены два фрагмента штофных обоев из частного собрания. Они были произведены на шелкоткацкой фабрике Лазаревых во Фряново. Когда-то эти фрагменты входили в состав роскошной отделки интерьеров дворянской усадьбы.

Следите за выходом новых роликов в соцсетях по хэштегу #музейближе