«СКРЫТЫЕ ПРОСТРАНСТВА». Выставка работ Хосе Мануэля Баллестера | Музей Новый Иерусалим
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
«СКРЫТЫЕ ПРОСТРАНСТВА». Выставка работ Хосе Мануэля Баллестера
С 29 апреля до 14 ноября 2021 года в музее «Новый Иерусалим» проходила выставка современного испанского художника и фотографа Хосе Мануэля Баллестера. Работы из серии «Скрытые пространства», которые были представлены публике сразу в нескольких локациях музея, являются точными репликами всемирно известных живописных полотен, но без ключевого элемента — человеческих фигур. Эти необычные «шедевры без шедевров» произвели вирусный эффект в интернете во время пандемии, став еще одним символом самоизоляции. Впервые в России их можно было увидеть в музейном представлении. Международный проект проводился при поддержке посольства Испании в России.

Цель вмешательства Хосе Мануэля Баллестера в картины, ставшие знаковыми в западном искусстве, состоит в том, чтобы обнаружить и подчеркнуть важность пространства, окружающего их главных героев. Для этого художник убирает всех персонажей и те элементы, которые связаны с действием и движением живых существ, видны только ландшафт и инертные объекты, и природа и архитектурные декорации расцветают в своей главной роли.

Хосе Мануэль Баллестер, художник

Это «упражнение на опустошение» позволяет, с одной стороны, более детально подойти к анализу того, как каждый художник создавал свои творения, и, с другой, — вызвать пересмотр или новое прочтение классики. Я хочу показать, что далеко не все было сказано, и открыть путь для новых интерпретаций, нового видения, а значит, для нового отношения к классике. Я приглашаю зрителя взглянуть иначе на знакомые картины и поставить себя на другую плоскость созерцания.

В числе шедевров, «опустошенные» реплики которых Баллестер предоставил для выставки в Новом Иерусалиме, — «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха, «Весна» Сандро Боттичелли, «Благовещение» Леонардо да Винчи, «Обручение Девы Марии» Рафаэля и другие — всего 19 работ, выполненных в размере оригинала.

Баллестер создает свои работы, начиная с цифрового файла, который впоследствии обрабатывается с помощью различных программ для достижения той же фактуры, цвета, текстуры и деталей, что и оригинальные работы, для максимального приближения к тому, как это сотворил художник оригинальной работы. Поэтому он берет на себя роль каждого из выбранных художников, уважая индивидуальный стиль каждого из них. Все картины Хосе Мануэля повторяют оригиналы в их первоначальном размере.

Работа над серией «Скрытые пространства» началась в 2006 году. В Испании и некоторых других странах они быстро привлекли внимание несколько лет назад, однако особую популярность картины художника получили в разгар пандемии коронавируса. В то время как излюбленные туристические места вдруг стали непривычно безлюдными, когда правительства по всему миру требовали оставаться дома, точные изображения мировых шедевров искусства без людей заполонили интернет и стали вирусными. Работы, созданные на протяжении нескольких лет, неожиданно стали созвучны настоящему времени.

Картины Хосе Мануэля Баллестера находятся в коллекциях государственных музеев и частных собраний Испании, США, Японии, Китая и других стран. В разные годы творчество Баллестера было представлено на персональных и сборных выставках в Музее Прадо в Мадриде, в Музее Гуггенхайма в Бильбао, Художественном музее Генуи в Италии, Национальном музее фотографии в Дании, Художественном музее Фроста в США, Галерее Паскаля Ваноке в Париже и многих других.

В России выставка Баллестера проходила впервые, что отразилось в экспозиции — в нее было включено несколько авторских реплик известных картин российских художников.

Хосе Мануэль Баллестер, художник

Выставка в музее „Новый Иерусалим“, помимо возможности показать свои работы в России, дает возможность приблизиться к культуре, которую я уважаю и которой восхищаюсь. Россия внесла в мировую культуру огромное количество сокровищ во всех областях искусства. В моей выставке я не мог пропустить таких мастеров, как Малевич, Кандинский — фундаментальных художников в развитии пластических искусств. Я надеюсь, что серия „Скрытые пространства“ даст возможность российской публике углубить и расширить свой взгляд в путешествии по истории искусства, в котором зритель будет идти вместе со мной.

Еще одна знаковая работа Баллестера — реплика знаменитых «Охотников на снегу» Питера Брейгеля Старшего — разместилась в просторном атриуме перед входом на выставку «Младшие Брейгели и их эпоха. Нидерландская живопись Золотого века из коллекции Валерии и Константина Мауергауз», которая проходила в музее «Новый Иерусалим». Таким образом, музей как бы устроил перекличку современного искусства и старых мастеров.

Место охоты. 2008. С оригинала Питера Брейгеля Старшего «Охотники на снегу». 1565
Василий Кузнецов, генеральный директор музея «Новый Иерусалим»

Этот проект, можно сказать, наше первое серьезное прикосновение к современному искусству. Мы хотим дать нашим посетителям возможность задержаться в пространствах музея, остановиться у шедевров, которые им хорошо знакомы, но увидеть их совершенно иначе, будто шагнуть в эти великие картины и оказаться по ту сторону. После всех ограничений, после закрытия культурных институций, уверен, люди соскучились по искусству. Понимая важность таких встреч, мы делаем доступ к работам выставки «Скрытые пространства» свободным для всех гостей музея «Новый Иерусалим» и надеемся, что этот проект их впечатлит.

Партнером проекта выступил фонд «Культурная дипломатия».

29 апреля состоялось торжественное открытие выставки, на котором Хосе Мануэль Баллестер приветствовал гостей по видеосвязи.

Хосе Мануэль Баллестер, художник

Мое творчество представлено в России впервые, я очень благодарен музею «Новый Иерусалим» за такую возможность — показать его российским зрителям. Из всей серии «Скрытые пространства» здесь собраны наиболее значимые мои работы. Я испытываю огромную радость от того, что открылась выставка, но и грусть от того, что не могу присутствовать на открытии лично. Надеюсь, что в скором времени обстоятельства нам позволят встретиться!

Музей «Новый Иерусалим» благодарит Дмитрия Юсова и Елену Сарапкину, основателей и руководителей фонда «Культурная дипломатия» — партнера выставки и вернисажа, а также Посольство Испании за поддержку проекта.