«ПОД ЗНАКОМ РУБЕНСА. ФЛАМАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVII ВЕКА ИЗ МУЗЕЕВ И ЧАСТНЫХ СОБРАНИЙ РОССИИ» | Музей Новый Иерусалим
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
«ПОД ЗНАКОМ РУБЕНСА. ФЛАМАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVII ВЕКА ИЗ МУЗЕЕВ И ЧАСТНЫХ СОБРАНИЙ РОССИИ»
9 декабря в музее «Новый Иерусалим» открылась выставка «Под знаком Рубенса. Фламандская живопись XVII века из музеев и частных собраний России». Она представляет 67 знаковых произведений известных мастеров эпохи расцвета фламандского искусства. Ключевым образом экспозиции выступила никогда не выставлявшаяся в России работа Питера Пауля Рубенса, чья фигура и творчество стали смысловым центром всего проекта.

XVII век — золотая эпоха фламандской живописи, время ее блестящего, хоть и непродолжительного расцвета, отправным импульсом которого стала фигура Питера Пауля Рубенса. Возглавив национальную художественную школу первой половины XVII века, он надолго сделал ее главным явлением культурной жизни Фландрии. Формирование хрестоматийных жанров, становление вкусов заказчика, активный спрос на произведения фламандцев и многое другое происходило именно «под знаком Рубенса». Этот яркий период мировой истории искусств открывает посетителям выставка в музее «Новый Иерусалим».

В экспозицию включены работы, вышедшие из мастерских главных художников фламандской школы: Антониса Ван Дейка, Якоба Йорданса, Франса Снейдерса, Яна Брейгеля Бархатного, Давида Тенирса Младшего и самого Питера Пауля РУБЕНСА, а также чрезвычайно редкие произведения авторов, чье художественное наследие исчисляется сегодня единичными экземплярами. Так например, посетители могут увидеть единственную подписную работу женщины-художницы того периода Йоанны Вергаувен.

Многие региональные музеи России обладают отдельными произведениями и небольшими коллекциями работ фламандской школы, что выглядит как отдельные драгоценные жемчужины из рассыпавшегося ожерелья. И только подчиненные единому экспозиционному замыслу, картины из разных собраний в таком многообразии и количестве обретают характер масштабной, уникальной по своему охвату выставки.

Проект объединил работы из 9 музеев, среди которых Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Нижегородский художественный музей, Музей-усадьба «Архангельское», Воронежский областной художественный музей, Серпуховский историко-художественный музей, Тульский музей изобразительных искусств, Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей, Ярославский художественный музей и государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим».

Несомненным украшением экспозиции стали картины из частных коллекций Владимира Некрасова, Валерии и Константина Мауергауз, Дмитрия Гарибяна, Алексея Сёмина, галереи «Центр искусств. Москва».

Василий Кузнецов, министр культуры и туризма Московской области

Выставки с широчайшей географией представляемых коллекций стали для „Нового Иерусалима“ не просто доброй традицией, а вектором программной работы. Музей поддерживает статус крупнейшей региональной культурной площадки, знакомя жителей Подмосковья и столицы с произведениями великих художников. Часто такие проекты становятся событием федерального значения. В этот раз в центре внимания непревзойденный Рубенс и влияние его творчества на современников и последователей — среди них и всемирно известные имена, и редкие художники, встреча с картинами которых — большая удача. Уверен, что выставка будет интересна самому широкому кругу зрителей.

Важной частью экспозиции стали две работы Питера Пауля Рубенса и его мастерской из частной коллекции, которые впервые представлены публике. Это характерные образцы фламандской живописи первой половины XVII столетия. «Коронование Роксаны Александром Македонским» из собрания Владимира Некрасова иллюстрирует сюжет, популярный в классическом западноевропейском искусстве. Картина «Французский король Генрих IV использует счастливую возможность для заключения мира» должна была стать частью серии для украшения восточного крыла Люксембургского дворца в Париже.

Питер Пауль Рубенс и мастерская. Коронование Роксаны Александром Македонским. Собрание Владимира Некрасова

По замыслу авторов проекта произведения крупнейших мастеров — Рубенса, Ван Дейка и Йорданса — представлены на выставке в контексте первоклассных образцов творческого наследия других замечательных живописцев, взаимодополняющих друг друга и демонстрирующих различные аспекты развития фламандской живописной школы. Они демонстрирует неисчерпаемый талант своих создателей, их изощрённое композиционное, колористическое и живописное мастерство.

Вадим Садков, куратор выставки, доктор искусствоведения, профессор

Именно демонстрация разнообразия работ фламандцев и эволюции их жанровой типологии — основная смысловая ось выставки. Другая ее важная задача — исследование проблемы взаимоотношений ярких творческих индивидуальностей, возглавлявших и организовывавших деятельность процветавших художественных мастерских, их учеников и ассистентов, коллективно трудившихся над исполнением многочисленных, подчас трудоемких, заказов.

Выставка состоит из трех основных разделов. Экспозиция раскрывает организационно-деловые и творческие взаимоотношения: с одной стороны, между художниками, учениками и подмастерьями, с другой — между авторами живописных произведений, арт-дилерами и коллекционерами.

Концепция выставки отражает историю формирования нового художественного рынка во Фландрии на протяжении XVII века. Коллекционеры разных уровней, профессиональные арт-дилеры, благодаря которым сформировался свободный художественный рынок и широкий экспорт фламандской живописи — также стали героями этой выставки

Якоб (Жак) Йорданс. Мелеагр и Аталанта. Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Выставка дает повод и для размышлений об основных тенденциях, сходстве и различиях в подходе к коллекционированию работ старых мастеров в Западной Европе и в России на протяжении трех последних веков. В России первые картины фламандских художников появились в начале XVIII века, когда в эпоху Петра Великого начались массовые закупки произведений западноевропейского искусства. Уже во времена царствования Екатерины II Императорский Эрмитаж в Санкт–Петербурге по праву считался обладателем одной из лучших в мире коллекций произведений фламандской школы. Также полотна фламандцев появились в собраниях аристократических семей: Шуваловых, Строгановых, Юсуповых, Шереметевых и Безбородко. В «Фонтанном доме» графа Николая Петровича Шереметева находилась, в частности, представленная на выставке картина Якоба Йорданса «Мелеагр и Аталанта».

В процессе подготовки выставки отобранные для показа картины были внимательно и всесторонне изучены. Некоторые из них получили новые атрибуции, во многих случаях также уточнены датировки и история прежнего бытования.

В работе над составлением научного каталога приняли активное участие сотрудники региональных музеев — партнеров этого проекта. Выпущенный к выставке каталог рассказывает о развитии и многообразии фламандской живописи, истории коллекционирования фламандцев в России, а также о подходах к собирательству работ старых мастеров в Западной Европе и в России на протяжении трех веков.

Франс Франкен Младший.Триумф Вакха.Тульский музей изобразительных искусств

Выставка будет сопровождаться обширной дополнительной программой для посетителей разных возрастов, включающей лекции, тематические и интерактивные экскурсии, концертные мероприятия и многое другое.

Экспозиция будет доступна для посетителей до 14 мая 2023 года.