«КОНСТАНТИН ГОРБАТОВ. ПРИБЛИЖАЯ КРАСОТУ» | Музей Новый Иерусалим
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Государственный историко-художественный музей
      • Режим работы
        • ВТ 10:00 - 19:00
        • СР 10:00 - 19:00
        • ЧТ 10:00 - 20:00
        • ПТ 10:00 - 20:00
        • СБ 10:00 - 20:00
        • ВС 10:00 - 19:00
        • ПН Выходной
  • Ru En
«КОНСТАНТИН ГОРБАТОВ. ПРИБЛИЖАЯ КРАСОТУ»
С 19 июня по 5 декабря 2021 года в музее «Новый Иерусалим» проходила выставка «Константин Горбатов. Приближая красоту», приуроченная к 145-летию мастера русского импрессионизма Константина Горбатова (1876—1945). Она не только впервые подробно показала творчество художника, на многие десятилетия вычеркнутое из истории русского искусства, но и дополнила картину художественной жизни России 1910-х годов, которая прежде всего ассоциируется с авангардом.

Музей «Новый Иерусалим» является главным хранителем наследия Константина Горбатова в России — именно его собрание, насчитывающее более 100 живописных и графических работ, легло в основу масштабной трехчастной экспозиции, отразившей насыщенную и драматичную историю жизни и творчества художника, чье имя после десятилетий забвения, вызывает все больший интерес у специалистов и широкого зрителя. На выставке было представлено 103 работы — это произведения из музея «Новый Иерусалим», Третьяковской галереи, Русского музея, Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Театрального музея им. А. А. Бахрушина и других публичных и частных собраний.

Проект курировала руководитель художественного отдела музея «Новый Иерусалим» Людмила Денисова. Научными консультантом выставки выступила исследователь творчества художников русского зарубежья, проживающая в настоящее время в Дюссельдорфе, Ольга Сугробова-Рот.

К выставке был подготовлен аудиогид , записанный при поддержке Школы современной музыки Вячеслава Шаинского. «Жизнь для меня — это краски, без красок нет жизни», — говорил Константин Горбатов. Это творческое кредо художника легло в основу концепции выставки, согласно которой музей «Новый Иерусалим» преобразил пространство, выходящее за рамки выставочных залов и объединяющее единым экспозиционным замыслом практически целый музейный этаж. Преобразования, связанные с выставкой, коснулись как внутренней, так и наружной части здания — их отметили даже постоянные посетители музея.

Василий Кузнецов, генеральный директор музея «Новый Иерусалим»

Выставка Константина Горбатова — первый большой проект «Нового Иерусалима» в статусе Государственного историко-художественного музея. С 2021 года мы получили новое название, двигаясь к обретению собственной музейной идентичности. На этом пути для нас было символично и особенно важно инициировать масштабную выставку художника, имя которого ассоциируется именно с нашим музеем. Путь художника, долгие годы прожившего в эмиграции, нельзя назвать счастливым. Но все его работы будто источают внутренний свет сквозь буйство красок. Эти краски и свет мы хотели максимально впустить в экспозицию, следуя творческой линии самого Константина Ивановича.

Яркий представитель русского импрессионизма, Константин Горбатов много путешествовал по России и за границей, подолгу жил в Европе, куда окончательно перебрался после революции. Природа, архитектура, российская история — главные мотивы в произведениях художника. На выставке можно было увидеть работы всех периодов творчества мастера и отражающие его главные темы. Это ранние пейзажи («Деревья в зимнем серебре», 1909 г., «Новая деревня. Петербург», 1919 г.) виды старых русских городов («Вид древнего Пскова», 1918 г., «Троице-Сергиева лавра», 1916 г.), зарубежные пейзажи Капри и Венеции («Итальянский садовник», 1926, «Синее море. Капри», 1925 г., «Венеция», 1942 г.), картины символического Града Китежа — одного из постоянных сюжетов художника — и другие.

Кроме того, проект познакомил зрителя с редкими произведениями нетипичных для мастера жанров: портрета, интерьера, натюрморта и картины на злобу дня («Портрет актёра П. В. Самойлова» 1908 г., «Уголок музея». 1916, «Сирень», 1921, «Красный флот на Неве 28 октября 1918 года» 1919 г.).

Экспозиция выставки включала три основных тематических раздела. Первый раздел был посвящен русской тематике, которая проходит через все его творчество от 1900 до 1940-х годов. Знаток и любитель архитектуры, Горбатов даже в фашистском Берлине не переставал писать пейзажи старых русских городов с церквями — многие картины с голубыми снегами навеяны ностальгическими воспоминаниями. Эта линия интересна не только как факт биографии, но и с точки зрения стилистических особенностей его искусства. При всей приверженности к реализму живописный язык картин Горбатова находит точки соприкосновения с импрессионизмом, а в более позднее время — и с постимпрессионизмом, при этом не будучи чуждым эстетизму и модерну. Второй раздел знакомил зрителей с пейзажами Капри и Венеции, Палестины и Севильи. Культ красоты и ощущение искусства как праздника художник впитал в себя еще в ранние студенческие годы, и этим он близок мастерам Серебряного века. Поэтому так органично Константин Горбатов воспринял и сумел передать в своих пейзажах итальянскую природу, где красота просто разлита в воздухе. Третий раздел выставки включал в себя работы разных периодов, объединенных темами, над которыми Константин Горбатов работал на протяжении жизни. Здесь были представлены пейзажи старых русских городов с церквями и зимние виды, которые художник продолжал писать, покинув Россию; работы, вдохновленные морской поездкой в Палестину в 1930-х годах, а также многочисленные рисунки в технике гуаши, которую художник постоянно совершенствовал.

Благодаря архивным материалам выставка не только рассказывала о творческом пути выдающегося мастера, но расширила представление о судьбах мастеров, которые волею исторических судеб стали художниками русского зарубежья.

Людмила Денисова, руководитель художественного отдела музея «Новый Иерусалим», куратор выставки

Выставка, открывающаяся в год 145-летия Константина Горбатова, благодаря участию в ней других музеев и Международной конфедерации коллекционеров, антикваров и арт-дилеров, дает возможность масштабно осветить искусство мастера, представив как зарубежный, так и очень важный для его творчества русский период. Преданное в свое время забвению имя художника, окончательно возвращается на родину, и, важно подчеркнуть, — экспозиция прокладывает путь к последующему исследованию творчества мастера, работы которого хранятся во многих частных собраниях не только в России, но и в Германии, Италии и Соединенных Штатах Америки.

К проекту был приурочен выпуск специального каталога, который доступен в музейном магазине. Также проводились образовательные мероприятия, в том числе специальная детская программа в рамках выставки.