Посвящение Шаляпину. Владимир Байков и Марина Белашук | Музей Новый Иерусалим
• Уважаемые посетители, 21 мая Детский центр "Экспонариум" работает до 17:00.
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Государственный историко-художественный музей
      • Режим работы
        • ВТ 10:00 - 19:00
        • СР 10:00 - 19:00
        • ЧТ 10:00 - 20:00
        • ПТ 10:00 - 20:00
        • СБ 10:00 - 20:00
        • ВС 10:00 - 19:00
        • ПН Выходной
  • Ru En
Посвящение Шаляпину. Владимир Байков и Марина Белашук
28 июля 2023 года в 20:00 в музее «Новый Иерусалим» пройдет концерт «Посвящение Шаляпину» (0+). Концертную программу представят приглашенный солист Большого Театра России, лауреат международных конкурсов, лауреат премии Фонда Ирины Архиповой Владимир Байков (бас-баритон) в содружестве с пианисткой, доцентом РАМ имени Гнесиных Мариной Белашук (фортепиано). В 2023 году отмечается 150 лет со дня рождения выдающегося русского артиста и оперного певца Фёдора Ивановича Шаляпина. На концерте прозвучат произведения Глинки, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова с комментариями Владимира Байкова. Исполнение произведений именно этих русских композиторов сделало Шаляпина великим и всемирно известным певцом.

Концерт переносится из Греческого зала на сцену музея «Новый Иерусалим».

В программе:

Михаил Иванович Глинка Мери (Пушкин) Венецианская ночь (Иван Козлов) Рыцарский романс (Кукольник) Попутная песня (Кукольник)

Николай Андреевич Римский-Корсаков О, если б ты могла (А.К. Толстой) Редеет облаков летучая гряда (Пушкин) Гонец (Гейне, перевод Михайлова) Прости, не помни дней паденья (Некрасов)

Александр Порфирьевич Бородин Спящая княжна (Бородин) У людей-то в дому (Некрасов) Спесь (А.К. Толстой)

Модест Петрович Мусоргский «Ночь на лысой горе» (фортепианная транскрипция Игоря Худолея) Вокальный цикл «Песни и пляски смерти» (слова Арсения Голенищева-Кутузова): Колыбельная Серенада Трепак Полководец Песнь Балеарца (Мусоргский, по роману Флобера) Песня Мефистофеля о Блохе (Гёте, перевод Струговщикова)

Продолжительность – 1 час 15 минут без антракта.

Владимир Байков (бас-баритон)

Приглашённый солист Большого театра России. Лауреат международных конкурсов. Лауреат премии Фонда Ирины Архиповой.

Образование:

В 1997 году окончил с отличием Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева (факультет кибернетики химико-технологических процессов), в 1999 году окончил аспирантуру.

С 1996 по 2001 годы — студент Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского (отделение сольного пения, класс профессора, нар. арт. РФ П.И. Скусниченко), в 2003 году окончил аспирантуру.

Участник мастер-классов Евгения Нестеренко, Пааты Бурчуладзе, Галины Вишневской, Мстислава Ростроповича, Зубина Мета, Курта Видмера, Густава Куна, Питера Штайна.

Работа штатным солистом:

С октября 1998 по 2001 годы — солист Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.

С 2002 по 2004 годы — солист Центра оперного пения Галины Вишневской.

С 2004 по 2007 годы — солист оперного театра в Санкт-Галлене (Швейцария).

С 2006 по 2008 годы — солист оперы Бонна (Германия).

С 2009 по 2018 годы — солист Тверской академической филармонии.

С 2013 по 2015 годы — солист московского театра «Новая опера».

С 2015 по 2019 годы — солист Гамбургской государственной оперы (Германия).

В сезонах 2018/2019 годы и 2020/2021 годы — солист Лейпцигской оперы.

С марта 2021 года — приглашённый солист Большого театра России.

Также выступал на сценах театров:

Мариинский театр (Санкт-Петербург, историческая сцена и «Мариинский-2»), Нидерландская опера (Амстердам, Нидерланды), Английская Национальная опера (Лондон, Великобритания), Театр Елисейских Полей в Париже, фестивальный театр Экс-ан-Прованса, Театр «Колон» (Буэнос-Айрес, Аргентина), Королевская опера «Ла Моннэ» (Брюссель, Бельгия), Опера Влаамси (Антверпен/Гент, Бельгия), «Лисеу» (Барселона, Испания), Театр-ан- дер-Вин (Вена, Австрия), Большой театр Варшавы (Польша), «Театро Реджо» (Турин, Италия), Театр «Сан-Карлуш» (Лиссабон, Португалия), Финская Национальная опера (Хельсинки, Финляндия), Новая Израильская опера (Тель-Авив, Израиль), Лейпцигская опера, оперные театры Бонна, Маннхайма, Эссена, Дармштадта, Магдебурга, Иннсбрука, Кана, Руана, старая и новая сцены Людвигсбургского фестиваля (Германия), а также Фестшпильхаус и Пассионхаус Тирольского фестиваля в Эрле (Австрия).

Сотрудничал с дирижёрами:

Геннадий Рождественский, Валерий Гергиев, Кент Нагано, Паоло Кариньяни, Даниэле Каллегари, Пласидо Доминго, Юстус Франц, Густав Кун, Кирилл Петренко, Дмитрий Юровский, Теодор Курентзис, Габриэль Хмура, Яп ван Зведен, Рейнберт де Леу, Саулюс Сондецкис, Борис Певзнер, Александр Рудин, Василий Синайский, Джанандреа Нозеда, Хартмут Хэнхен, Ян Латам-Кёниг, Туган Сохиев, Юрий Башмет, Михаил Татарников, Лейф Сегерстам, Микко Франк, Вольдемар Нельсон, Казуши Оно, Айра Левин, Юрий Кочнев, Александр Анисимов, Мартин Браббинс, Антонелло Аллеманди, Виталий Катаев, Эдуард Топчян, Арам Гарабекян, Константин Орбелян, Серж Смбатян, Бруно Вайль, Роман Кофман, Михал Клауза, Артём Гришанин, Евгений Хохлов и др.

Сотрудничал с режиссёрами:

Борис Покровский, Александр Титель, Андрей Кончаловский, Юрий Александров, Джанкарло дель Монако, Роберт Карсен, Йоханнес Шааф, Вера Немирова, Тони Палмер, Роберт Уилсон, Клаус Михаэль Грюбер, Саймон Мак Бёрни, Стивен Лоулесс, Карлос Вагнер, Пьер Ауди, Якоб Петерс-Мессер, Сильвиу Пуркарете, Стефано Пода.

Партии оперного репертуара:

Вотан («Золото Рейна»), Вотан («Валькирия» Вагнера), Странник («Зигфрид» Вагнера), Гунтер («Гибель богов» Вагнера), Летучий Голландец («Летучий Голландец» Вагнера), Клингзор («Парсифаль» Вагнера), Котнер («Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера), Доннер («Золото Рейна» Вагнера), Глашатай («Лоэнгрин» Вагнера), Каспар («Вольный стрелок» Вебера), Иоканаан («Саломея» Р. Штрауса), Петер («Хензель и Гретель» Хумпердинка), Борис Годунов («Борис Годунов» Мусоргского), Пимен («Борис Годунов» Мусоргского), Варлаам («Борис Годунов» Мусоргского), Рангони («Борис Годунов» Мусоргского), Черевик («Сорочинская ярмарка» Мусоргского), Сальери («Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова), Князь Игорь («Князь Игорь» Бородина), Томский («Пиковая дама» Чайковского), Сандовал («Герцог Альба» Доницетти) — записана на CD (Амстердам), Рупрехт («Огненный ангел» Прокофьева), Алеко («Алеко» Рахманинова), Ланчотто («Франческа да Римини» Рахманинова), Барон («Скупой рыцарь» Рахманинова), Водяной («Русалка» Дворжака), Мефистофель («Фауст» Гуно), Эскамильо («Кармен» Бизе), Герцог Синяя Борода («Замок герцога Синяя Борода» Бартока), Дон Сильва («Эрнани» Верди), Лепорелло («Дон Жуан» Моцарта), Фигаро («Свадьба Фигаро» Моцарта), Юрий Живаго («Доктор Живаго» Лубченко) — первый исполнитель, Оровезо («Норма» Беллини), Коллин («Богема» Пуччини), Тимур («Турандот» Пуччини), Руслан («Руслан и Людмила» Глинки), Мендоза («Обручение в монастыре» Прокофьева), Старый Каторжник («Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича), Рогожин («Идиот» Вайнберга).

Партии ораториального репертуара:

И.-С.Бах — Страсти по Матфею. Страсти по Иоанну. Месса си-минор. Кантата No 82. Кантата No 173. Магнификат. Кантата «Es ist eine Stimme eines Predigers in der Wüste»

Берлиоз — «Ромео и Юлия» (партия отца Лоренцо)

Бетховен — Симфония No9. Кантата на смерть кайзера Йозефа

Брамс — Немецкий реквием

Верди — Реквием

Гайдн — Сотворение мира (партии Рафаэля и Адама). Месса святого Николая. Нельсон-месса

Ян ван Гилсе — Месса Жизни (Eine Lebensmesse) — записана на CD (Утрехт)

Гласс Филипп — Симфония No5

Мендельсон — оратория «Илия» — записана на СД (Москва)

Моцарт — Коронационная месса. Месса до-минор. Реквием

Мясковский — кантата «Киров с нами»

Рахманинов — «Весна». «Колокола»

Сальери — Реквием

Сен-Санс — Рождественская оратория

Свиридов — «Патетическая оратория». Кантата «Светлый гость»

Форе — Реквием

Шёнберг — «Песни Гурре» (партия Крестьянина)

Шостакович — Симфония No13. Симфония No14. «Песнь о лесах». «Казнь Степана Разина»

Шпор — оратория «Die letzten Dinge» (записана на CD)

Шуберт — Stabat Mater D383

Яначек — Глаголическая месса

Как ораториальный и концертный певец выступал на сценах Барбикан-Холла (Лондон), Берлинской, Мюнхенской, Кёльнской филармоний, Франкфуртской Старой оперы, Берлинского Концертхауса, Дортмундского Концертхауса, амстердамских залов «Концертгебау» и «Музикгебау», Брюссельской королевской оперы, Брюссельского концертного зала BOZAR, Дворца Искусств в Будапеште, концертных залов Лиссабона, Нанта, Тайбея, Токио, Киото, Такаматсу, залов Московской консерватории, залов Московского Кремля, Московского Дома Музыки, Глазуновского зала Петербургской консерватории, Саратовской консерватории, Тверской, Минской, Курской, Тамбовской, Ростовской, Саратовской, Самарской, Смоленской, Белгородской, Вятской, Вологодской, Ереванской филармоний, Астраханского и Самарского оперных театров, концертных залов Сургута, Владивостока, Тюмени, Тобольска, Пензы, Минского оперного театра, Таллинской филармонии, филармоний Тарту и Пярну и множества залов в Москве.

Камерный репертуар включает:

песни и романсы русских, немецких, французских, чешских, скандинавских, английских композиторов. В последние годы наиболее заметное место в репертуаре занимают романсы и песни русских композиторов: Свиридова, Глинки, Балакирева, Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского, Чайковского, Рахманинова, Глиэра, Метнера, Шостаковича, Прокофьева, Вайнберга, вокальные циклы Мясковского и Таривердиева, песни военных лет, в том числе Баснера, Соловьёва-Седого, Блантера, Молчанова, Френкеля и других.

Величайшие русские вокальные циклы «Песни и пляски смерти» Мусоргского, «Отчалившая Русь» Свиридова и «Сюита на слова Микеланджело Буонарроти» Шостаковича не раз исполнены в России, Европе и Японии.

В 2011–2015 годах участвовал в цикле концертов «Все камерные вокальные произведения Свиридова» (автор — засл. арт. РФ, профессор Елена Савельева) совместно с народным артистом СССР Владиславом Пьявко и заслуженной артисткой России Еленой Савельевой (фортепиано). В рамках цикла исполнены вокальные поэмы «Петербург», «Страна отцов» (совместно с В. Пьявко; первое публичное исполнение в Москве), вокальные циклы «Отчалившая Русь», «Шесть романсов на слова Пушкина», «Восемь романсов на слова Лермонтова», «Петербургские песни», «Слободская лирика» (совместно с В. Пьявко), «У меня отец — крестьянин» (совместно с В. Пьявко). Также совместно с В.И. Пьявко и Е.П. Савельевой осуществлена мировая премьера версии «Поэмы памяти Сергея Есенина» в авторском переложении для тенора, баса и фортепиано.

Поэма «Отчалившая Русь» исполнена с оркестрами народных инструментов:

1. Красноярский имени Бардина (дирижёр — Валерий Шелепов, сценическая версия — Мария Тихонова), 2. Курский имени Гридина (дирижёр — Павел Горбунов), 3. Смоленский имени Дубровского (дирижёр — Игорь Каждан).

В сезоне 2021/2022 годов в разных городах РФ исполнены циклы Свиридова «Песни на слова Роберта Бёрнса», «Слободская лирика» (сольная версия), «Отчалившая Русь», «Страна отцов».

В сезонах 2021/2022 и 2022/2023 годов участвовал в проекте Марины Белашук «Все романсы Рахманинова».

Особое место в камерном репертуаре занимают циклы Шуберта («Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»), Шумана («Любовь поэта»), Дворжака («Цыганские песни»), Вагнера (Песни на слова Матильды Везендонк), Листа (Сонеты Петрарки).

Среди постоянных партнёров-пианистов — Марина Белашук, Михаил Аркадьев, Елена Савельева, Яков Кацнельсон, Андрей Шибко, Станислав Дяченко, Иван Кощеев.

Сотрудничал с Алексеем Любимовым и Семёном Скигиным.

Сотрудничает с мемориальными усадьбами Рахманинова в Ивановке (Тамбовская область) и Мусоргского в Карево-Наумово (Псковская область).

Участник мировых премьер следующих произведений:

— Первый исполнитель вокального цикла «Солнце духа» Сергея Левина на стихи Николая Гумилёва (посвящено Владимиру Байкову), (ноябрь 2014, Дом Композиторов, Москва, партия фортепиано — Яков Кацнельсон). — Первый исполнитель (совместно с Владиславом Пьявко и Еленой Савельевой) авторской версии «Поэмы памяти Есенина» Георгия Свиридова для тенора, баса и фортепиано (февраль 2014, Рахманиновский зал Московской консерватории). — Первый исполнитель партии Юрия Живаго в опере Антона Лубченко «Доктор Живаго» (январь 2015, Регенсбург, Германия, дирижёр — Антон Лубченко). — Первый исполнитель песни Георгия Свиридова «Невечерний Свет» на слова Николая Клюева (декабрь 2015, Большой зал Московской консерватории, партия фортепиано — Елена Савельева). — Первый исполнитель песни Георгия Свиридова «Привет, Россия» на слова Николая Рубцова (февраль 2016, Камерный зал Московской филармонии, партия фортепиано — Елена Савельева). — Первый исполнитель вокального цикла Дмитрия Бородаева «Любовь и смерть» на слова Хуана Рамона Хименеса в переводе Анатолия Гелескула (посвящено Владимиру Байкову), (ноябрь 2018, Дом композиторов, Москва, партия фортепиано — Эльмар Гасанов, партия гитары — Дмитрий Бородаев). — Первый исполнитель опуса № 7 Мечислава Вайнберга на слова Александра Прокофьева и Елены Рывиной (февраль 2023, Дом Чайковского, партия фортепиано и автор идеи — Марина Белашук).

Конкурсы:

1997 год — лауреат (1-я премия) Всероссийского студенческого конкурса вокалистов Bella voce.

1999 год (август) — лауреат (2-я премия) Международного вокального конкурса имени М. Хелин в Хельсинки.

1999 год (октябрь) — финалист и дипломант на Международном вокальном конкурсе «Новые голоса» в Германии (Гютерсло).

2001 год (март) — лауреат (3-я премия, 1 и 2 премии не присуждались) конкурса Марии Каллас в разделе Oratorio/Lied в Афинах.

2001 год (декабрь) — лауреат (2-я премия) и два специальных приза на Всероссийском вокальном конкурсе имени Г.В. Свиридова в Курске.

2003 год (август) — лауреат (3-я премия) (единственный из певцов-мужчин) Международного конкурса королевы Сони в Норвегии (Осло).

2004 год (апрель) — лауреат премии Фонда Ирины Архиповой.

2004 год (май) — лауреат-финалист Международного конкурса имени королевы Елизаветы в Брюсселе.

2010 год — стипендиат Вагнеровского общества Германии.

Член жюри музыкального форума «Золотой Витязь» (2021).

Автор автобиографических книг: 1. «Полёта вольное упорство» (два издания), 2. «Ускользающая гармония». 3. Соавтор двухтомных мемуаров Евгения Нестеренко «Записки русского баса» (Москва, Фонд Евгения Нестеренко, 2011).

Марина Белашук (фортепиано)

Родилась в городе Гродно (Беларусь). Выпускница колледжа им. Гнесиных и Российской академии музыки им. Гнесиных. В настоящее время доцент кафедры фортепиано РАМ им. Гнесиных.

Педагогическую работу совмещает с активной концертной и просветительской деятельностью. Выступает с сольными концертами, а также в качестве ансамблиста и концертмейстера в России и за рубежом. Концерты при ее участии с успехом прошли в Италии, Белоруссии, Литве, Германии, Польше, Финляндии.

Лауреат Международного конкурса им. Шопена в Мариенбаде (Чехия).

Лауреат XI международного конкурса Musica Classica, I премия «фортепиано соло».

Лауреат XII международного конкурса «Музыка без границ», I премия в номинации «камерный ансамбль»).

Лауреат VIII международного фестиваля Primavera Classica (Москва).

Лауреат VII международного конкурса «Романтизм: истоки и горизонты», Гран При и специальный приз за лучшее исполнение сочинения современного композитора в номинации «Фортепиано соло» (Черногория).

Награждена дипломами лучшего концертмейстера на II Всероссийском открытом конкурсе вокалистов В. Левко.

Конкурсе оперных певцов «Rubezahl» Еленя Гура, Польша.

I Internationaler Guilio Perotti Gesangswettbewerb in Ueckermunde, Германия.

Премия для лучшего пианиста на XVI международном конкурсе вокалистов им. Ады Сари (Польша, Новы Сонч).

Диплом лучшего концертмейстера на конкурсе им. Шпиллер (Москва, 2022).

Выступала на фестивалях «Московская осень», «Минская музыкальная осень» Ars musica i Wratislawia cantance (Польша) и многих других.

Записи CD: Романсы и дуэты М.И. Глинки с Е. и О. Терентьевыми. Владимир Цыбин — Произведения для флейты с С. Ярошевским.