Важное место здесь займут клавесинные сочинения старшего современника Рубенса Яна Питерсзона Свелинка — легендарного органиста амстердамской Ауде Керк, прозванного современниками амстердамским Орфеем. Продолжат музыкальную летопись XVII века итальянские и немецкие сонаты, запечатлевшие противоречия и контрасты, свойственные раннему барокко: от бурления страстей до сокровенных молитв, от изысканнейших мелодических оборотов до захватывающих вариаций на темы расхожих песен того времени.
Солисты оркестра исторических инструментов Pratum Integrum, кропотливо изучающие музыкальный язык далёкой от нас эпохи, представят эти сочинения в максимальном соответствии с исполнительской практикой XVII века. В руках Сергея Фильченко зазвучит изумительная оригинальная скрипка XVIII столетия, а Ольга Мартынова сыграет на клавесине московского мастера Александра Баюнова, привезенном в музей «Новый Иерусалим» специально для концерта.
В программе:
Ян Питерсзон Свелинк. Пьеса для клавесина
Дарио Кастелло. Sonata Prima
Джованни Антонио Пандольфи Меалли. Две сонаты: Sonata Prima Sonata «La Cesta» Пьеса для клавесина
Аноним «Герцог Норфолкский»
Иоганн Генрих Шмельцер. Sonata Quarta
Генрих Игнац Франц фон Бибер. Три сонаты из Rosenkranzsonaten («Розарий»): «Благовещение» «Сретение» «Распятие»
Продолжительность — 1 час 15 минут без антракта.
Сергей Фильченко и Ольга Мартынова являются солистами оркестра Pratum Integrum. Pratum Integrum — оркестр, играющий музыку эпохи барокко и классицизма на исторических инструментах. Его название в переводе с латыни означает «некошеный луг»: это метафора, подразумевающая репертуар XVII–XIX вв., в котором до сих пор ещё много неизвестных, но редких по красоте сочинений. Оркестр был основан в Москве в 2003 и вскоре обрел репутацию крайне необычного, яркого и высокопрофессионального коллектива, любящего ураганные темпы и живые интерпретации.
Сергей Фильченко
Скрипач, альтист, концертмейстер и солист оркестра Pratum Integrum. Родился в Санкт-Петербурге, окончил Петербургское музыкальное училище им. Н.А. Римского-Корсакова и Петербургскую государственную консерваторию. С. Фильченко сотрудничал с различными оркестрами и ансамблями Санкт-Петербурга, а в 1990 году присоединился к Musica Petropolitana в качестве скрипача и альтиста и стал заниматься барочной скрипкой под руководством Марии Леонхардт (Амстердам). В составе Musica Petropolitana стал лауреатом конкурса старинной музыки в Манчестере и конкурса Van Wassenaer в Нидерландах (I премия). Как солист был удостоен почетных дипломов на международных скрипичных конкурсах в Брюгге (1996) и Амстердаме (1997), а в 1995 году получил специальный приз «За лучшую интерпретацию» на Международном конкурсе скрипачей им. Пьетро Антонио Локателли (Амстердам). В 1999 году вошел в состав ансамбля Playel-Trio St. Petersburg, ставшего впоследствии дипломантом международных конкурсов Musica Antiqua в Брюгге (1999) и Premio Bonporti в Роверето (2000).
В течение 17 лет Сергей Фильченко является бессменным концертмейстером оркестра Pratum Integrum, выступал с такими музыкантами, как Майкл Чанс, Эмма Кёркби, Тревор Пиннок, Дебора Йорк, Анна Бонитатибус, Макс Эмануэль Ценчич, Симона Кермес. Музыкант принял участие в концертах и записях более 20 CD с ведущими музыкантами мира, такими как С. Кёйкен и T. Пиннок, проводил мастер-классы в Англии, Италии, Германии, США, участвовал в многочисленных теле- и радиопередачах. С 2011 года — приглашенный профессор Гарварда.
Ольга Мартынова
Блистательная клавесинистка и клавиристка, солистка оркестра Pratum Integrum, профессор МГК им. П.И. Чайковского, одна из основательниц российской клавесинной школы, воспитавшая целую плеяду ярких исполнителей. Ее исполнительская карьера началась вскоре после окончания Московской консерватории и Школы Бобиньи в Париже. Огромным успехом в Европе пользуются ее записи, выполненные на российско-голландском лейбле «Caro Mitis». Ольга Мартынова преподает в двух ведущих музыкальных учреждениях России — МССМШ (колледже) имени Гнесиных и Московской консерватории.