Концерт «PERPETUUM MOBILE. XX ВЕК» | Музей Новый Иерусалим
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Государственный историко-художественный музей
      • Режим работы
        • ВТ 10:00 - 19:00
        • СР 10:00 - 19:00
        • ЧТ 10:00 - 20:00
        • ПТ 10:00 - 20:00
        • СБ 10:00 - 20:00
        • ВС 10:00 - 19:00
        • ПН Выходной
  • Ru En
Концерт «PERPETUUM MOBILE. XX ВЕК»
29 марта 2025 года в 17:00 в концертном зале музея «Новый Иерусалим» состоится концерт «Perpetuum mobile. XX век» в рамках музыкально-просветительского проекта «Время, вперёд!», задуманного как контрапункт к монографической выставке работ Александра Лабаса.
KLAVIERABEND лауреата международных конкурсов Сергея КАСПРОВА
Сергей КАСПРОВ
ПРОГРАММА

I. Сергей Прокофьев (1891—1953) Токката для фортепиано, ор.11 (1912) «Мимолетности». 20 пьес для фортепиано, ор. 22 (1914—1917) 1. Lentamente (1917) 2. Andante (1916) 3. Allegretto (1916) 4. Animato (1917) 5. Molto giocoso (1915) 6. Con eleganza (1915) 9. Allegretto tranquillo (1917) 10. Ridicolosamente (1915) 11. Con vivacita (1917) 14. Feroce (1917) 15. Inquieto (1917) 18. Con una dolce lentezza (1917)

II. Бела Барток (1881—1945) Allegro barbaro («Варварское аллегро») для фортепиано (1911)

III. Франсис Пуленк (1899—1963) Trois Mouvements Perpétuels («Вечные движения») для фортепиано, FP 14a (1918) 1. Assez modéré 2. Très modéré 3. Alerte

IV. Джон Антейл (1900—1959) Токката для фортепиано № 2 B-dur (1948)

V. Игорь Стравинский (1882—1971) Piano-Rag-Music для фортепиано (1919)

VI. Эрик Сати (1866—1925) Cinema («Кинематограф»). Симфонический антракт, EC 204 (1924) Переложение для фортепиано автора

VII. Дьёрдь Лигети (1923—2006) Musica ricercata. 11 пьес для фортепиано (1951—1953) 1. Sostenuto 2. Mesto, rigido e cerimoniale 3. Allegro con spirito 4. Tempo di Valse 7. Cantabile, molto legato 8. Vivace — Energico 10. Vivace — Capriccioso 11. Andante misurato e tranquillo

VIII. Фредерик Ржевски (1938—2021) North American Ballads (Североамериканские баллады) для фортепиано (1978—79) 4. Winnsboro Cotton Mill Blues («Блюз ткацкой фабрики Уинсборо», 1979)

Сергей КАСПРОВ

С 1908 по 1913 год в европейском искусстве происходил кардинальный сдвиг, знаменовавший приближение «некалендарного XX века» и наступление новой эпохи. Это время можно считать рождением художественного авангарда, при всем разнообразии направлений и яркой индивидуальности лидеров, общим явился дух отрицания классических правил и любых проявлений романтизма. Жан Кокто призывал: «Довольно облаков, волн, аквариумов, ундин и ароматов ночи. Нам нужна музыка земная, повседневная «музыка» современного города.

Молодой Сергей Прокофьев , enfant terrible Петербургской консерватории, воспринимался авторитетной критикой как «музыкальный футурист». Его гармонические «дерзости», культ безостановочного движения, «солнечная брутальность», «сарказмы и гротески» эпатировали академиков от музыкального искусства. Программу концерта откроет «Токката» (1912), написанная еще в консерватории и отразившая не только энергию «моторных» образов раннего Прокофьева, «ударную» технику фортепиано, но и дух XX века. «Токкатная линия» в творчестве Прокофьева с ее бешеными скоростями имела огромное влияние на музыкантов-современников. А. Казелла признавался, что, слушая Токкату, чувствует, «как едет в поезде». Одним из подлинных шедевров, созданных Прокофьевым незадолго до отъезда из России, стал фортепианный цикл «Мимолетности» (1914—1917) из 20 миниатюрных пьес. Движение пронизывает и этот опус, но его образное содержание значительно глубже и тоньше. «В «Мимолетностях» чувствуется, что композитор уже прошел полосу стремительного — сломя голову — бега и начинает приостанавливаться, оглядываться по сторонам, замечать, что вселенная проявляет себя не только в сногсшибательных вихрях, но что ей свойственны, при постоянном движении, и моменты глубокого, растворяющего душу покоя и тишины…»,  — так писал о цикле Николай Мясковский.

С именем Белы Бартока связана одна из самых значительных глав истории европейской музыки ХХ века и целая эпоха в развитии венгерской музыкальной культуры. 1911 год — кульминация предвоенного периода, когда композитор создает ряд сочинений, ярко демонстрирующих новизну его национального стиля. Фортепианная пьеса Allegro barbaro («Варварское аллегро», 1911 — своего рода манифест музыканта, сразу сделавший его знаменитым в Европе. «Варварское аллегро», опиравшееся на архаический язык венгерского фольклора в сочетании с современной гармонией, стало предвестником «Весны священной» (1913) Стравинского и «Скифской сюиты» (1914) Прокофьева. Эти сочинения вызывали «культурный шок» у официальных критиков своей брутальностью, жестким и диссонантным звучанием, ассиметричными «варварскими» ритмами, мощной энергетикой и динамикой. Сам Барток говорил: «К музыке такого рода мы подсознательно стремились, утомленные любовью к растянутости и болтливости романтизма».

Французский композитор Франсис Пуленк , один из самых молодых членов французской «Шестёрки», был типичным представителем нового поколения французской молодежи, чье сознание сформировалось не эстетикой fin de siècle , а жесткими стилями раннего модернизма XX века. Пуленк — современный парижанин, впитавший французские шлягеры, народные песни, номера мюзик-холла, джаз, опереточные арии и элегантные мелодии Мориса Шевалье. Его фортепианное творчество совпало с концом Первой мировой войны и наиболее ярко отразило процесс обновления, который охватил послевоенную Францию. Главенствующий тонус его ранних произведений — беспечность, жизнерадостность с оттенком мечтательности и даже меланхолии. Trois Mouvements Perpétuels («Вечные движения», 1918 )   — первый опубликованный цикл, написанный в стиле неоклассицизма, с характерной мелодичностью, лирической интонацией, «причудливой» гармонией (полиладовость) и моторикой, созвучной духу времени. Весьма характерны авторские ремарки: «в основном без нюансов», «равнодушно», «бесцветно», «однообразно», —отражающие новую эстетику начала XX века.

Американец Джон Антейл  — символическая фигура 1920-х, олицетворяющая эпоху «гениальной машинерии». Подобно Айвзу, Кауэллу и другим новаторам, он стал одним из пророков футуризма и музыкального конструктивизма. Perpetuum mobile  — один из основополагающих элементов его музыкального языка. Жанр Токкаты как нельзя лучше отражает идею вечного движения. В 1930-е Антейл вернулся из Парижа в Америку и несколько «остепенился»: стал писать менее диссонантную музыку. Это чувствуется в фортепианной Токкате B-dur (1948). Своим ритмическим напором и аккордовой фактурой она близка раннему Прокофьеву, а сменой акцентов — скорее, Стравинскому, кумиру американского композитора.

«Шальные 1920-е» стали эпохой увлечения джазом, покорившим мастеров авангарда духом свободы, проявившимся в энергичных синкопированных ритмах, неукротимом движении и импровизации. В 1918 году дирижер Эрнест Ансерме привез Стравинскому «связку нот регтаймов в виде фортепианных аранжировок и инструментальных партий», которые композитор свел в партитуру. Опираясь на оригинальный источник, Стравинский создал знаменитый регтайм для «Истории солдата», а затем и «Регтайм для одиннадцати инструментов…». В 1919 для Артура Рубинштейна была написана пьеса Piano-rag-music . В ней композитор интерпретирует джазовые традиции в духе музыкального кубизма, ювелирно вплетая в ткань сочинения интонации не только из «Истории солдата» (1918), но и опусов своих французских коллег: Эрика Сати («Парад», 1917) и Клода Дебюсси (Кэйк-уок из цикла «Детский уголок». 1906—1908).

Великий экспериментатор и первооткрыватель Эрик Сати писал музыку к фильму Рене Клера Entr’acte («Антракт», 1924 ) , будучи уже смертельно больным. Сюрреалистический сценарий фильма и музыка Сати воспевали движение как таковое. Позднее саундтрек к фильму был переложен для фортепиано и стал называться Cinema . Написанная в ноябре 1924 года партитура Сати представляет собой остроумное применение принципа произвольного числа повторов короткой музыкальной фразы. Этот прием почти на полвека предвосхитил минимализм — направление, определившее вскоре лицо современной музыки.

Дьёрдь Лигети  — венгерский композитор, один из ведущих представителей послевоенного авангарда, многое почерпнул у своего соотечественника Б. Бартока. В период конца 1940-х — начала 1950-х связь с венгерским фольклором была выражена наиболее ярко. Вершиной фортепианного творчества «венгерского» периода стала Música ricercata (1951—1953) , цикл из одиннадцати небольших пьес. Хотя ричерката (или ричеркар) является устоявшимся контрапунктическим стилем эпохи барокко, название Лигети, вероятно, следует интерпретировать буквально как «исследование музыки» или «музыкальные поиски», что глубоко символично. Формальный принцип построения цикла одновременно примитивен, оригинален и логичен: количество звуков, используемых в пьесах, увеличивается с одного (в первой пьесе) до двенадцати (в последней). Барочный ричеркар — жанр интеллектуальный и рациональный. Поэтому Лигети взял его в качестве основы цикла, в котором все высчитано и логично построено.

Завершит программу концерта Фредерик Ржевски  — американский композитор, яркий представитель послевоенного авангарда и бунтарского поколения 1960-х, один из последователей минимализма. 1950–1960-е годы — бурное время перемен. Возрождение левых идей. Популярный Winnsboro Cotton Mill Blues Ржевского, написанный в 1979 году в рамках сборника «Североамериканские баллады», составляет достойный аналог его знаменитому циклу из 36 вариаций для фортепиано на тему чилийской песни Серхио Ортеги («The People United Will Never Be Defeated»). Winnsboro Cotton Mill Blues («Блюз ткацкой фабрики Уинсборо»)  — свободная и технически сложная импровизация на классический блюз, сочиненный рабочими после Всеобщей забастовки 1934 года на фабрике Уинсборо в Южной Каролине. Блюз — ещё один афроамериканский жанр, родившийся, как и религиозный спиричуэлс, на хлопковых полях американского Юга, внесший огромный вклад в мировую музыкальную культуру, пронизанный духом свободы (импровизации), внутренней энергией и мощным ритмическим импульсом.

Вступительное слово: музыковед ЮЛИЯ ДЕ-КЛЕРК

Привилегии зрителям

В дни проведения цикла «Время, вперед!» зрители смогут по билетам на концерты посетить все выставки музея «Новый Иерусалим» , в том числе выставку «Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви», вдохновившую на создание цикла.

Для зрителей, решивших посетить несколько концертов цикла, действует специальная скидка — 20% . Она сработает при оформлении билетов на два и более концерта цикла в одном заказе.

Чтобы воспользоваться скидкой: •выберите подходящие места на любой концерт цикла, положите в корзину билеты, нажав кнопку «Купить» •перейдите к выбору мест на другой концерт цикла, затем также нажмите кнопку «Купить» •при желании продолжите покупку на другие концерты цикла или перейдите к оплате — ваша скидка уже на месте — вы увидите ее в итоговой стоимости заказа.

Количество мест на каждый концерт не имеет значения, главное условие — чтобы при покупке в вашем заказе содержались билеты на концерты разных дней цикла (два или больше).