Цикл лекций и концертов к выставке работ Александра Лабаса «ВРЕМЯ, ВПЕРЁД!» скоро в музее «Новый Иерусалим» | Музей Новый Иерусалим
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Государственный историко-художественный музей
      • Режим работы
        • ВТ 10:00 - 19:00
        • СР 10:00 - 19:00
        • ЧТ 10:00 - 20:00
        • ПТ 10:00 - 20:00
        • СБ 10:00 - 20:00
        • ВС 10:00 - 19:00
        • ПН Выходной
  • Ru En
Цикл лекций и концертов к выставке работ Александра Лабаса «ВРЕМЯ, ВПЕРЁД!» скоро в музее «Новый Иерусалим»
В конце ноября 2024 года в музее «Новый Иерусалим» открылась выставка «Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви» , посвященная 125-летию со дня рождения художника-авангардиста, прошедшего долгий жизненный и творческий путь — от смелых футуристических экспериментов 1920-х годов к романтике послевоенной поры и, наконец, беспредметным композициям и космической серии рисунков в контексте эпохи 1960-х—1980-х годов. «Дух музыки» сопутствовал Лабасу всю жизнь. Обладая абсолютным слухом, он слышал музыку во время работы, подобно Кандинскому и Чюрлёнису. «Моя живопись — это симфония. Только симфония цвета» (Лабас, 1960-е). Союз живописи и музыки (цвета и звука) в мироощущении художника подсказал идею музыкально-просветительского проекта «Время, вперёд!» , объединившего цикл из трех лекций и шести концертов. Проект вдохновлен не только сюжетами работ, но и философско-эстетическими взглядами Александра Лабаса. Апология движения, время и пространство, цвет и свет, урбанистика и машинерия, космическая фантастика и красота земной природы — таков неполный список тем «музыкального контрапункта». Цель проекта — раздвинуть временные и географические рамки выставки, показать связь открытий Лабаса и его современников-композиторов с основными направлениями художественного авангарда XX века. Автор идеи, куратор и ведущий цикла — музыковед Юлия Де-Клерк.
15 МАРТА

17:00 Лекция «АПОЛОГИЯ ДВИЖЕНИЯ. УРБАНИЗМ. ИНДАСТРИАЛ» Концерт «ГИМН МАШИНЕРИИ» ПОДРОБНЕЕ КУПИТЬ БИЛЕТ

29 МАРТА

17:00 Концерт «PERPETUUM MOBILE. XX ВЕК» ПОДРОБНЕЕ КУПИТЬ БИЛЕТ

19 АПРЕЛЯ

17:00 Лекция «БУНТАРИ и ПРОРОКИ НОВОЙ МУЗЫКИ» Концерт «КРАСКИ И ЗВУКИ» ПОДРОБНЕЕ КУПИТЬ БИЛЕТ

26 АПРЕЛЯ

17:00 Концерт «МАГИЯ ВОСТОКА» ПОДРОБНЕЕ КУПИТЬ БИЛЕТ

17 МАЯ

17:00 Концерт «ПУШКИ и МУЗЫ» ПОДРОБНЕЕ КУПИТЬ БИЛЕТ

24 МАЯ

17:00 Лекция «КОСМОС КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ» Первый научно-фантастический фильм «КОСМИЧЕСКИЙ РЕЙС» ПОДРОБНЕЕ КУПИТЬ БИЛЕТ

Александр Лабас

Я был рожден удивительно точно во времени, мне этот век подходит как ни один другой

Первая лекция «Апология движения. Урбанизм. Индастриал. 1920-е» посвящена удивительному времени, когда интеллектуальный и технический пафос индустриальной культуры сочетался с особым явлением массового сознания 1920-х годов — «радостью бытия», «гимном машинерии», верой в красоту футуристических конструкций. В музыке появился новый предмет звукоизобразительности — Машина , во всем комплексе акустических и визуальных проявлений. Более того, эта машина «одушевлялась» ее создателями.

Вспоминая 1920-е, Лабас писал: « В те годы я был очень увлечен современным городом, новой техникой, авиацией, движением, — хотя все было тогда в зачаточном состоянии, но я смотрел в будущее».

«Музыка XX века должна напоминать современный автомобиль» , — полагал Сергей Прокофьев, для которого основным критерием являлась стихия неукротимого движения. «Многозвучный, яростный топот» «Весны священной» И. Стравинского, ее пронзительная звучность и остинатные ритмы возвестили приход некалендарного XX века. От «фабрики модернизированных лубков» (Л. Сабанеев) тянутся нити к советскому музыкальному авангарду 1920-х — «Симфонии гудков» А. Авраамова, «Рельсам» В. Дешевова, «Заводу» А. Мосолова и балету «Стальной скок» С. Прокофьева, многочисленным примерам «музыкального конструктивизма». Увлечение урбанистикой и машинерией было общеевропейским трендом, отдали ему дань и члены молодой французской «Шестёрки». А. Онеггер воплотил в звуках ярко урбанистический образ — мощного паровоза, с силой рассекающего пространство, пытаясь с помощью оркестровки вызвать зрительные впечатления и физическое наслаждение быстрым движением. Поиски нового звучания музыки Будущего привели к созданию новых инструментов. Так физик и музыкант Лев Термен изобрел первый электромузыкальный инструмент терменвокс, а Иосиф Шиллингер написал для него аэрофоническую поэму — «музыку воздуха и металла».

Два концерта цикла, «Perpetuum mobile» и   «Гимн машинерии» , фактически являются продолжением и «иллюстрацией» первой лекции, их программы включают знаковые сочинения композиторов эпохи «музыкального футуризма» и «конструктивизма» — Э. Сати, Д. Мийо, Ф. Пуленка, членов АСМ В. Дешевова, Л. Половинкина и А. Мосолова, «русских европейцев» С. Прокофьева, И. Стравинского, «американца в Париже» Дж. Антейла, а также представителей второго авангарда — венгра Д. Лигети и американца Ф. Ржевски.

Вторая лекция «Бунтари и пророки Новой музыки» знакомит слушателей с творчеством выдающихся композиторов XX века, новаторов, совершивших революцию в области эстетики и музыкального языка, искавших новые «звуки» и шире — новый музыкальный континуум — К. Дебюсси, А. Скрябин, А. Шёнберг, И. Стравинский и О. Мессиан — определили пути развития музыкальной культуры XX и XXI века. Лекцию завершит концерт «Краски и звуки» из сочинений «первооткрывателей» и их последователей.

Синтез искусств был не только приметой времени, но и «лейтмотивом» всего творчества Лабаса. Музыка и живопись, синтез цвета и звука стали основой его метода, по определению самого художника, главными оставались «цветовой строй, цветовая поэзия и симфония красок». Лабас говорил о себе как о принципиальном новаторе. На фоне «борьбы с формализмом и абстракционизмом» он поставил задачу описать и проанализировать на холсте движение звука .

Клод Дебюсси — первый композитор, обративший внимание на «колористическую» природу музыкальных созвучий, которого по праву можно считать предтечей сонористики, писал в начале XX века: «Нет ничего музыкальнее солнечного заката!» . А его младший современник Игорь Стравинский констатировал: «Если бы звучания Дебюсси можно было обратить в краски, то его сочинения заняли бы в Лувре самое почетное место» . Мистик и творец «светозвука» Александр Скрябин утверждал: «Вся музыка и все вообще должно быть погружено… в световые волны, купаться в них» . Арнольд Шёнберг, убежденный новатор и разрушитель классических правил, создатель атональности, а затем и додекафонной системы, был уверен: «Искусство — это всегда Новое Искусство…» . Оливье Мессиан, еще один творец собственной музыкальной системы композиции, сочетал интеллектуальную мысль с красочной экзотикой и пантеизмом, изощренность Востока с рациональностью Запада. Фактически все левые художники, бредившие новыми формами искусства, поисками нового языка, стремились обрести свободу творчества, чтобы создавать искусство Будущего.

Природа — одна из главных тем творчества Лабаса. В начале XX века интерес к Природе и ее тайнам был подкреплен открытием Востока, с его необычным колоритом, новыми красками и ритмами, существенно обогатившими европейский словарь. У Лабаса также можно встретить ориентальные мотивы. Концерт «Магия Востока» охватывает почти все страны и континенты, куда устремилась фантазия европейских композиторов от импрессионистов до американского минимализма 1960-х. В программе прозвучат сочинения К. Шимановского, М. Равеля, И. Стравинского, Т. Райли и других авторов.

Тема войны прошла через жизнь и творчество Лабаса и его великих современников. Концерт «Пушки и музы» непосредственно связан с фактами биографии художника, эвакуацией в Ташкент, где также находились Д. Шостакович и его младший современник М. Вайнберг. В программу концерта вошли два знаменитых фортепианных квинтета — Д. Шостаковича, созданного накануне страшной катастрофы, и М. Вайнберга, написанного в 1944 году, когда война еще не стала историей.

Третья лекция «Космос как предчувствие» также непосредственно связана с «небесными странствиями» в творчестве Лабаса и посвящена космогонии в музыке от грандиозных и одновременно утонченных композиций А. Скрябина до экспериментальных опусов А. Шнитке или К. Штокхаузена. Завершением лекции и цикла станет просмотр первого научно-фантастического фильма «Космический рейс» (1935) В. Журавлева о путешествии советских людей на Луну, консультантом которого был сам К. Циолковский. К этой легендарной ленте в 1998 году современный композитор, один из лидеров «новой волны» И. Юсупова написала ретро-футуристический саундтрек.

В проекте примут участие известные отечественные музыканты-исполнители и композиторы. Среди них — Сергей Каспров, Юрий Фаворин, Арсений Николаев-Тарасевич, Алиса Тен, Екатерина Кичигина, Олеся Ростовская, Олег Худяков, Родион Замуруев, Ираида Юсупова, Игорь Холопов, ансамбли «Студия новой музыки», «Сlassica Plus», Струнный квартет ансамбля «Солисты Москвы» и другие.

Привилегии зрителям

В дни проведения цикла «Время, вперед!» зрители смогут  по билетам на концерты посетить все выставки музея «Новый Иерусалим» , в том числе выставку «Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви», вдохновившую на создание цикла

Для зрителей, решивших посетить несколько концертов цикла, действует специальная скидка — 20%. Она сработает при оформлении билетов на два и более концерта цикла в одном заказе.

Чтобы воспользоваться скидкой: •выберите подходящие места на любой концерт цикла, положите в корзину билеты, нажав кнопку «Купить» •перейдите к выбору мест на другой концерт цикла, затем также нажмите кнопку «Купить» •при желании продолжите покупку на другие концерты цикла или перейдите к оплате — ваша скидка уже на месте — вы увидите ее в итоговой стоимости заказа.

Количество мест на каждый концерт не имеет значения, главное условие — чтобы при покупке в вашем заказе содержались билеты на концерты разных дней цикла (два или больше).

Дата публикации: 30.01.2025