МЛАДШИЕ БРЕЙГЕЛИ И ИХ ЭПОХА. Нидерландская живопись Золотого века из коллекции Валерии и Константина Мауергауз | Музей Новый Иерусалим
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Государственный историко-художественный музей
МЛАДШИЕ БРЕЙГЕЛИ И ИХ ЭПОХА. Нидерландская живопись Золотого века из коллекции Валерии и Константина Мауергауз
24 декабря в музее «Новый Иерусалим» открылась выставка «Младшие Брейгели и их эпоха. Нидерландская живопись золотого века из коллекции Валерии и Константина Мауергауз», которая представляет произведения XVI–XVII веков одного из крупнейших частных собраний в России. Работы Брейгелей на выставке дополняет ряд произведений их современников — широко известных фламандских и голландских авторов. Всего в экспозиции представлено 70 работ, большая часть из которых показаны российской публике впервые. Этим масштабным проектом музей завершил год своего 100-летнего юбилея. Внимание! Выставка продлена до 27 июня 2021 года На ресепшн музея можно взять аудиогид по выставке (стоимость 250 р.) Аудиогид записан при поддержке Школы современной музыки Вячеслава Шаинского.

Основу выставки составили работы представителей династии Брейгелей. Главными героями выставки стали: Питер Брейгель Младший, прозванный Адским, и Ян Брейгель Старший, известный как Бархатный, а также внук, Ян Брейгель Младший. Произведений основателя династии, самого Питера Брейгеля Старшего, с именем которого связывают расцвет национальной нидерландской живописи, в России нет, и на рынке их можно встретить крайне редко. Однако гений великого мастера дал импульс для длительного, не в одном поколении, развития особой брейгелевской традиции, картины которой и вошли в экспозицию. «Феномен Брейгелей», как зарубежные специалисты обычно называют это явление в художественной жизни Фландрии, не перестает вызывать живой интерес искусствоведов и широкого круга зрителей.

Большинство работ выставки выполнены в технике масляной живописи на дереве, реже — на меди или холстах. Некоторые работы уже были представлены в крупных федеральных и зарубежных музеях, большую часть работ российская публика увидит впервые.

Произведениям Брейгелей, а также работам мастеров их эпохи — художникам фламандской и голландской школы конца XVI–XVIII веков — коллекционеры уделяют особенное внимание. В течение 20 лет Константин Мауергауз приобретал эти произведения на Sotheby’s, Christie’s и других аукционах, а также в частных галереях. Его коллекция продолжает активно пополняться до сих пор. В 2015-м году важная ее часть — 29 произведений — была показана на выставке в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

По прошествии пяти лет в музее «Новый Иерусалим» вниманию публики представят уже 70 произведений — в два раза больше. Таким образом, выставка гораздо полнее характеризует феномен семьи Брейгелей и в целом — обстоятельства бытования искусства в условиях свободного рынка в Европе в XVI–XVIII веках.

Валерия и Константин Мауергауз, коллекционеры

Выставка, на которой представлена одна из лучших частей нашей коллекции, включает произведения с уникальной историей поступления в собрание, ведь на приобретение некоторых картин уходили годы. Уверены, что выставка станет значимым событием и для самой коллекции, и для зрителей: творчество младших Брейгелей и их окружения — особое явление в истории искусства Северной Европы, представляющее большой интерес для самой широкой зрительской аудитории в России. Для нас важно и почетно, что коллекцией заинтересовался Музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим», один из самых современных и динамично развивающихся музеев нашей страны.

В центре выставки — произведения Питера Брейгеля Младшего (1564–1638), сына и последователя Питера Брейгеля Старшего. Он был прекрасным копиистом отцовских творений, благодаря чему мы имеем представление о многих работах его отца, оригиналы которых утрачены. Особого внимания заслуживает ранняя композиция мастера «Богач и льстецы», сравнительно крупный по размерам «Крестьянский праздник», а также его широко известная картина «Добрый пастырь». Ранее она находилась в собрании Н. К. Рериха, а позже перешла в коллекцию бельгийского барона Пауля Кронакера. Долгое время ее атрибуция вызывала споры, многие специалисты видели в ней оригинал Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого), и лишь в 2014 году после тщательных исследований картина «Добрый пастырь» была признана авторской работой превосходного качества Питера Брейгеля Младшего.

Иной творческий путь прошел второй сын Питера Брейгеля Старшего — Ян Брейгель Старший (1568–1625). Он в меньшей степени зависел от образцов отца (точное копирование не являлось его стезей), хотя также прошел этот опыт. Так на выставке представлена и его версия «Зимнего пейзажа с ловушкой для птиц». Художник пошел путем создания новых жанров, новых иконографических схем, ориентируясь преимущественно не на бытовые образы, а на мифологические, пейзажные и натюрмортные композиции, применяя при этом особую, тонкую манеру письма. Сравнительно небольшое количество работ Яна Брейгеля Старшего дополняют картины его сына, ученика и наследника мастерской — Яна Брейгеля Младшего (1601–1678). Их мастерская была одним из самых популярных и востребованных художественных производств в Антверпене, оказавшим большое влияние на фламандскую школу живописи XVII века.

Коллекция фламандской живописи XVII века представлена в собрании коллекционеров Валерии и Константина Мауергауз во многом как продолжение художественной традиции Брейгелей, которая господствовала в Антверпене вплоть до XVIII века. Сформировавшиеся на ее основе жанры: пейзаж, натюрморт, портрет выросли в целые школы и направления, которые на выставке будут представлены образцами творчества известных художников.

Елена Харламова, министр культуры Московской области

Если бы во всемирной истории искусств создавались рейтинги великих династий, то одну из первых строк в этом списке без сомнения заняла бы семья Брейгелей. В течение столетия, на протяжении четырех поколений, она подарила человечеству почти дюжину художников, не говоря уже о многочисленных подражателях и последователях брейгелевской традиции. Можно говорить о целом явлении, которое занимает искусствоведов и простых ценителей по сей день. Выставка в нашем подмосковном музее «Новый Иерусалим» представляет это явление во всем его разнообразии и масштабе. Именно такой синтезированный взгляд на эпоху делает выставку особенной и, уверена, привлечет к экспозиции большой интерес.

Непосредственно «брейгелевский» раздел экспозиции завершает серия из четырех анималистических сцен по мотивам басен Эзопа, исполненная в 1672 году на маленьких медных пластинах Яном ван Кесселем Старшим, а также его крошечные штудии различных растений, насекомых и морских гадов.

Отдельную группу на выставке образуют работы Франса II Франкена и Себастьяна Вранкса — известных антверпенских мастеров исторического и батального жанров, предпочитавших создавать произведения камерного формата и в этом смысле выступавших прямыми творческими соперниками Младших Брейгелей.

Предмет особенной гордости коллекции четы московских коллекционеров — произведения фламандских и голландских натюрмортистов, особенно раннего этапа в развитии этого жанра. Такого рода картины сравнительно поздно и, главным образом, уже после Второй мировой войны, стали предметом повышенного интереса специалистов и широкого круга зрителей, поэтому они до сих пор, за редчайшими исключениями, отсутствуют в музеях России. Оттого первоклассные по живописному качеству образцы этого жанра в творческом наследии Старшего и Младшего Янов Брейгелей, а также Исаака Соро, Амброзиуса Босхарта Младшего и Балтасара ван дер Аста в значительной степени восполняют этот пробел. Одновременно они великолепно демонстрируют основные этапы развития фламандского и голландского натюрморта. Несомненно, немалый интерес как для специалистов, так и для широкого круга любителей представляет возможность увидеть в сопоставлении все нюансы как общности композиционной типологии, так и тончайшие отличия индивидуального живописного почерка их авторов.

Вадим Садков, профессор, доктор искусствоведения, куратор выставки

Картины из собрания Валерии и Константина Мауергауз, в повседневной жизни украшающие домашние интерьеры, в пространстве выставки обретают строгий, логически выверенный музейный облик. Шумная многоголосица живописного языка их авторов получила стройную оркестровку, а общий качественный уровень и художественное разнообразие представленных произведений оказались вполне сопоставимы с экспозициями многих ведущих музеев Европы и Америки. Тематическая выставка, составленная из первоклассных картин, хранящихся в труднодоступном для широкого зрителя частном собрании, превосходно характеризует весь спектр и индивидуальные особенности внутреннего развития и последующей трансформации брейгелевской традиции в живописи Фландрии и Голландии на протяжении XVII века. Сегодня как одну из самых печальных страниц в истории отечественной культуры принято вспоминать массовые распродажи художественных ценностей в начале 1930-х годов. В результате подавляющее большинство шедевров, как известно, оказалось в музеях США, Португалии и Нидерландов. Сейчас этот процесс стал на наших глазах обретать ярко выраженную обратную направленность. Частная коллекция, любовно и со вкусом за сравнительно короткий срок собранная москвичами Валерией и Константином Мауергауз, — показательный и впечатляющий тому пример.

В рамках выставки готовятся онлайн и офлайн образовательные мероприятия, лекции и экскурсии. Выпущен каталог выставки.

Василий Кузнецов, генеральный директор музея «Новый Иерусалим»

Творчество старых мастеров никогда еще столь обширно не представлялось в Новом Иерусалиме. Мы давно подходили к этой теме и рады, что удалось раскрыть ее настолько полно. Это не первый опыт, когда музей «Новый Иерусалим» делает большой выставочный проект с работами из частных коллекций. Такое сотрудничество всегда дарит встречи с недоступными произведениями, которые нельзя в любое время увидеть в музее. В этом их особенная ценность.

По согласованию с коллекционерами работа выставки продлена до 27 июня 2021 года (первоначальная дата окончания проекта  — 11 апреля 2021 года).

Информационные партнеры выставки:

РИА Новости Известия Радио Культура The Art Newspaper Russia Blueprint Psycho Daily