Ткани церковные. Лицевое и орнаментальное шитьё | Музей Новый Иерусалим
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Ткани церковные. Лицевое и орнаментальное шитьё

Древнерусское лицевое и орнаментальное шитьё является особо ценным собранием музейного фонда. Коллекция шитья музея «Новый Иерусалим» сформировалась в 1920–1940-х годах и, за редким исключением, сохранилась после разорения музея немецкими фашистами в 1941 году полностью.

Особенностью собрания является то, что экспонаты в своё время поступили в музей из разных источников (церквей, монастырей, музеев). Уникальны пелены «Похвала Богородицы» и «Христос с апостолами», датируемые 1510 годом, из Воскресенского собора города Волоколамска. Работами придворных, боярских и купеческих мастерских пополнилось в 1939 году собрание шитья после закрытия музея в Звенигороде. Среди них выделяется покров на раку преподобного Саввы Сторожевского.

Наиболее значительное произведение лицевого шитья из Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря — шитая Владимирская икона Богоматери, исполненная в меру знаменитого чудотворного образа XII века.

Из среды белорусских переселенцев вышли лицевые покровцы и оплечья, поступившие из закрытого в Валдайско-Иверском монастыре Музея патриарха Никона. Трактовка образов святых, внесение бытовых деталей в канонические сюжеты, декоративность, технические приемы шитья и разнообразие использованных материалов, выделяют эти произведения, вносят яркую краску в палитру древнерусского шитья и дополняют картину русско-белорусских связей в искусстве XVII столетии.

Памятники орнаментального шитья — предметы церковного обихода и детали священнических облачений — демонстрируют многообразие орнаментов и мотивов, которые русские мастерицы черпали из природы, произведений искусства, узоров иноземных драгоценных тканей, а также богатство материалов в том числе жемчуга, драгоценных металлов и камней.

В целом коллекция древнерусского шитья музея «Новый Иерусалим» разнообразна, выразительна и позволяет представить достаточно полно бытование этого вида искусства, его особенности и место в истории русского искусства в целом.