Зал с колоннами | Музей Новый Иерусалим
Зал с колоннами

Зал расположен на минус первом этаже музейно-выставочного комплекса в атриуме между залами Русского искусства XVII – начала XX века и экспозицией Русского искусства первой половины XX столетия. В основе оформления этого пространства заложена идея взаимодействия культурного и исторического наследия и современности. На примере произведений, выполненных в различных техниках монументального искусства, прослеживается взаимосвязь современного искусства с христианской культурой и обращение работающих в наше время мастеров к традициям античности.

Тема взаимодействия современного искусства с христианской культурой особенно актуальна для музея, включенного в кластер «Русской Палестины». Эта тема – сквозная для русского искусства ХХ века, она не исчезала даже в самые неблагоприятные для ее развития годы. Пример тому – копия фрагмента фрески Дионисия из церкви Рождества Богородицы в Ферапонтово художника  Бориса Петровича Чернышева , датируемая 1957–1958 годом. Проникнутая духом христианской культуры фреска настолько дышит жизнью, что копией ее можно назвать лишь постольку, поскольку она повторяет мотив росписи великого мастера рубежа XV–XVI веков.

Творчество и вся жизнь Бориса Петровича Чернышева, бескорыстно преданного искусству, повлияли на многих мастеров. Безгранично ценит искусство Чернышева известный мастер-мозаичист Александр Давидович Корноухов.  Александр Корноухов  – лауреат международной премии по мозаике, лауреат Государственной премии, советник академии архитектуры, лауреат золотой медали академии художеств, член – корреспондент Академии художеств, активно работает для церкви как в России, так и за ее пределами. Его мозаиками украшены тимпан Сионского собора в Тбилиси (заказ Патриарха Грузии Ильи II), московские церкви св. Митрофания Воронежского, Спаса-Преображения в Тушине, св. Космы и Дамиана в Шубине, Успения в Успенском Вражке, церковь Знамения в Красногорске, а также храмы в Италии. В 1996 году он получил заказ от Папы Иоанна Павла II на украшение его личной капеллы RedemptorisMater в Ватикане. Мозаика Корноухова  «Вход Господень в Иерусалим» –  одно из лучших творений мастера, которое позволяет считать его подлинным наследником и продолжателем традиций византийского искусства. Обращение к греческим корням – а Византия многое приняла от античной Греции – чувствуется и в светских мозаичных композициях Корноухова. «Трио» и «Сад» А.Д. Корноухова преисполнены классической гармонии. А.Д. Корноухов передает свое мастерство ученикам – и это не просто передача технических навыков, а введение молодых художников в высокую культуру. Мозаичный «Пейзаж» Ольги Абрамовой, ученицы Корноухова, при всей простоте мотива и кажущейся простоте исполнения – многозначен. Мозаика как вид искусства восходит к формам монументального искусства, в котором нет места детализации. Пейзаж Абрамовой – это своего рода микрокосм, где есть главное: дома и деревья.

Учеником Корноухова можно назвать и  Дмитрия Пошвина . Сюжет фресок, выполненных Дмитрием совместно с женой Натальей, обращен к житию раннехристианского мученика, лицедея Порфирия Эфесского, казненного Юлианом Отступником (361 год). Фрески молодых авторов свидетельствуют не только об их знании образцов раннехристианской культуры, но и о прочувствованном восприятии ее. Рельефы известного скульптора  Анатолия Федоровича Комелина  отличает глубокое проникновение в традиции древнерусского искусства. К созданию каменных рельефов он обратился более 20 лет назад. Задолго до этого он открыл для себя и был под большим впечатлением от белокаменных рельефов XIII века Юрьева-Польского, увлекся древнерусской иконой и резьбой. Его рельефы украшают храмы Москвы, Переделкино и Тарусы. Как отмечают специалисты, «в храмовой скульптуре мастер тщательно варьирует глубину резьбы, вид подсечек, рассчитывает, сколь выразительны будут тени в зависимости от пространства, в котором предполагается разместить произведение, и от характера его освещения. Композиция и ритм рельефа передают и внутреннюю динамику изображения, и иератизм вневременного предстояния персонажей».

Напрямую к античной истории обращается в своем панно, выполненном в технике ручного ткачества, действительный член Российской Академии художеств, лауреат премии Москвы в области изобразительного искусства  Алла Алексеевна Шмакова.  Ее гобелен «Пепел Помпеи» – это своего рода метафорическая картина мира, в которой сопрягаются быстротечность и вечность. Сама художница говорит о гобеленах, как о застывших сценах красивого спектакля, подчеркивая, что «решение пространства в шпалере, как и на сцене, условно ограничено и обладает той же магией».

Работы мастеров, представленные в экспозиции зала, дополняют артефакты: классические колонны начала ХIХ столетия, они служат камертоном, эталоном высокого звучания всех представленных в общем культурном пространстве произведений.