Концертная программа Квартета исторических инструментов Pratum Integrum «Русская квартетная музыка XVIII века» | Музей Новый Иерусалим
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Государственный историко-художественный музей
      • Режим работы
        • ВТ 10:00 - 19:00
        • СР 10:00 - 19:00
        • ЧТ 10:00 - 20:00
        • ПТ 10:00 - 20:00
        • СБ 10:00 - 20:00
        • ВС 10:00 - 19:00
        • ПН Выходной
  • Ru En
Концертная программа Квартета исторических инструментов Pratum Integrum «Русская квартетная музыка XVIII века»
О чем говорят нам сегодня имена композиторов Керцелли, Жоржа или Тица? Ныне они известны лишь узкому кругу профессионалов, а в последней четверти XVIII века эти музыканты играли ведущую роль в музыкальном ландшафте Москвы и Санкт-Петербурга. Их сочинения обладают несомненными художественными достоинствами и стоят наравне с достижениями европейского классицизма. К 350-летнему юбилею Петра I, открывшего в свое время шлюз для притока в Россию иностранных музыкантов, неизвестные шедевры зарубежных мастеров, внесших большой вклад в отечественную культуру, прозвучат в субботу 15 октября в 16:00 в исполнении солистов оркестра Pratum Integrum на исторических инструментах — подлинниках или копиях XVIII века.

Керцелли — фамилия целой династии австрийских музыкантов, работавших в Москве. Основатель династии, Франц Ксавьер Кёрцль, оказался в Российской империи в 1762 году, сначала на службе у гетмана графа Кирилла Разумовского в Батурине, а потом в старой столице. Все четверо его сыновей стали музыкантами. Один из них — блистательный скрипач Михаил Францевич (Иоганн Михаэль) Керцелли — в конце 1770-х годов обучался в Вене, возможно у Гайдна. В то же самое время в австрийской столице учился другой герой нашей программы — Антон Тиц, и Керцелли вполне мог музицировать с ним в квартете. По возвращении в Москву Михаил, признанный одним из «наилучших здесь виртуозов», концертировал, открыл музыкальное училище (1783) и занимался обучением роговых оркестров. Старший брат Михаила, Иван (Иоганн Йозеф Каласантиус) Керцелли, уже в 1770-е годы стал востребованным в Москве капельмейстером и проработал в столице более полувека. Оперы Ивана ежегодно ставились на московских и провинциальных сценах, а в начале XIX века он стал главным капельмейстером Петровского театра (будущего Большого). В программу концерта вошла премьера фа-мажорного квартета Михаила Керцелли, уникального в силу виртуозной трактовки партий двух скрипок, и струнное трио Ивана.

Одной из самых ценных находок последних лет стало творческое наследие композитора, клавириста и предпринимателя Себастьяна Жоржа. Он появился в Москве не позднее 1767 года и активно работал здесь до середины 70-х, а в 1778 году открыл в Санкт-Петербурге лавку по продаже нот и музыкальных инструментов. В 1780–1783 гг. Жорж снова оказался в Москве, где активно сочинял и служил капельмейстером в Петровском театре. После длительного путешествия по Европе (1783-1792) музыкант с семьей вернулся в Россию. В начале 70-х годов Жорж был связан с семейством Разумовских, в архиве которых и сохранились уникальные рукописи его сочинений — трио, квартетов, квинтетов, симфоний и концертных симфоний. Музыка эта, написанная на высочайшем художественном уровне, сравнима с наследием И. Х. Баха (1735-1782). Оценить ее в рамках концерта можно будет сразу по двум не исполнявшимся ранее сочинениям: квартету соль минор и струнному трио.

Петербургская школа в программе представлена сочинением Антона Фердинанда Тица — скрипача-виртуоза, служившего при дворе Екатерины II. На сольные концерты Тица на скрипке и виоле д’амур съезжался весь город; кроме того, музыкант основал квартет, выступавший для императрицы и ее приближенных в Эрмитаже или Царскосельском дворце, и обучал игре на скрипке будущего императора Александра I. Около 1806 года в Санкт-Петербурге вышли из печати квартеты Тица, посвященные сенатору Алексею Григорьевичу Теплову. Вы услышите одну из лучших пьес этого собрания — двухчастный ре-минорный квартет.

ОБ ОРКЕСТРЕ

Pratum Integrum («некошеный луг», лат.) — оркестр, исполняющий музыку барокко и классицизма на исторических инструментах, подлинниках или копиях XVIII века. Это единственный в России коллектив, в котором представлены все инструментальные группы старинного оркестра. За 18 лет своей деятельности Pratum Integrum открыл множество неизвестных публике сочинений XVII–XVIII столетий и завоевал репутацию высокопрофессионального коллектива, создающего исторически грамотные, но в то же время «живые», темпераментные интерпретации. Оркестр впервые представил российским слушателям более двухсот сочинений в самых разных жанрах, от сонат и концертов до опер и кантат. Среди самых заметных премьер — балет Люлли «Времена года», мелодрама Фомина «Орфей», «Страсти по Иоанну» Гебеля, «Страсти по Марку» И. С. Баха в реконструкции Й. Бойзена, концертные исполнения «Орфея и Эвридики» Глюка, «Дидоны и Энея» Пёрселла, «Антигоны» Траэтты.

Оркестр гастролирует за рубежом и с большим успехом участвует в крупных международных фестивалях, таких как Tage Alter Musik (Регенсбург, 2006), Musica Antiqua (Брюгге, 2006), Nordlysfestivalen (Тромсё, 2009), фестиваль Телемана (Магдебург, 2010), Earlymusic (Санкт-Петербург, 2009–2012), Oude Muziek (Утрехт, 2013 г). Pratum Integrum сотрудничал с авторитетными европейскими музыкантами в области исторического исполнительства: Тревором Пинноком, Петером Нойманом, Сигизвальдом и Виландом Кёйкенами, Альфредо Бернардини, Паоло Грацци, Симоной Кермес, Сарой Мингардо, Мирей Деленш, Полом Эссвудом, Филиппом Жарусски, Кристофом Руссе и другими. В числе ярких проектов последних лет — выступления со всемирно известными дирижёрами, признанными авторитетами в области исторического исполнительства (Р. Гёбель, С. Монтанари, Р. Холлингворт), певцами-солистами (В. Сабадус, Ф. Аспромонте, Ю. Миненко, Д. Идрисова, В. Бержанская). Дискография оркестра насчитывает более 15 альбомов (выпущены на лейбле Caro Mitis), многие из которых получили высокую оценку европейских критиков.

Основатель и художественный руководитель Pratum Integrum, виолончелист Павел Сербин, видит одну из важнейших миссий оркестра в поиске и распространении неизвестной русской музыки эпохи классицизма. Итогом многолетних изысканий в этой области стала запись видеотеки на средства Президентского гранта (2019), в которую вошли оркестровые и камерные шедевры композиторов, работавших в России (Д. Бортнянский, М. Березовский, Э. Ванжура, М. Керцелли, А. Тиц). В 2021 году при поддержке Министерства культуры Российской Федерации коллектив реализовал новый масштабный проект по исполнению русской музыки XVIII века в Москве и ряде российских городов (Санкт-Петербург, Красноярск, Тамбов, Саратов, Астрахань, Нижний Новгород).

В программе: Михаил Керцелли. Струнный квартет фа мажор Иван Керцелли. Струнное трио ля минор Себастьян Жорж. Квартет соль минор Себастьян Жорж. Струнное трио Антон Фердинанд Тиц. Квартет ре минор

Продолжительность — 1 час, без антракта.