Выставка московского художника Бориса Смотрова, приуроченная к 50-летию творческой деятельности мастера, открылась в музее «Новый Иерусалим» 9 февраля. Она представляет 36 живописных работ и 34 произведения плакатной графики из собраний коллекционеров Александра Воронина и Валерия Дудакова.
На открытии присутствовали сами коллекционеры, искусствоведы и даже обычные посетители. Приехал на торжественное мероприятие и сам автор работ. « Насколько я себя помню, окружающая среда всегда во мне вызывала импульс к переосмыслению, к познанию, – рассказал о своем творчестве Борис Смотров. – Я всегда смотрел на окружающее, словно со стороны» .
По словам директора МВК «Новый Иерусалим» Василия Кузнецова, это первый большой музейный проект, включающий и живопись, и плакатную графику Бориса Смотрова одновременно, который, в том числе, позволит продолжить межрегиональное взаимодействие с партнерами и коллекционерами. Он призван максимально полно представить путь художника, в искусстве которого замысловато переплелись и традиции русского авангарда, и примитивизм ХХ века, и народное искусство, все это трансформировалось причудливым образом и вылилось в оригинальную, ни на что прежде не похожую форму.
« Творчество Смотрова поражает яркостью, красочностью цвета, словно пламенеющего, горящего, определяющего смысловое содержание. Этот колористический дар, присущий Смотрову, ощущается со всей ясностью и фантазией. Он постоянно экспериментирует, работая в свободном поиске формы и цвета, обобщает, доводит до крайней стилизации. Так формируется своеобразный стиль Бориса Смотрова и происходит в его искусстве самое главное, самое важное – поиск своей темы, своих выразительных приемов, связанных с народным творчеством и великими художниками русского авангарда », – отмечает куратор выставки искусствовед Марина Кузина, заслуженный работник культуры РФ, член Союза художников РФ.
Работа с крупными плакатными формами в большом творческом коллективе, где выполняли плакаты также ведущие профессора и художники-воспитанники Суриковского института, стала для Бориса Смотрова хорошей школой и позволила двгаться дальше в поисках индивидуального пути в искусстве, тем логичнее присутствие на выставке целого зала плакатной графики.
По признанию мастера, в живописи его интересует и крестьянская культура, как здоровое начало, и иконопись до XV века, и первый авангард, как лучшее проявления реализма, как прошлого так и настоящего. Можно искать корни творчества художника и в любимой им живописи И. Аргунова, А. Венецианова, В. Сурикова, Б. Кустодиева так и в мастерах русского авангарда, прежде всего в опытах позднего Казимира Малевича, причем, без намека на подражательность и сознательное ориентирование на существующие образцы.
«Мое творчество родилось очень сложно. Меня всегда тянуло к локальным цветовым отношениям, в чем меня всегда поправляли. Мой путь – «условно» реалистический дает мне возможность присутствия там моего «я», а реалистический – это Божий мир, и его покидать нельзя» , – рассказывает о своих работах художник.
К выставке «Борис Смотров. Путь к авангарду» скоро будет выпущен каталог, наиболее полно раскрывающий искусствоведческий анализ и место художника в современном искусстве.
Выставка продлится в музее до 24 марта 2019 года.