Обзорная экскурсия по экспозиции «Русское искусство. Церковное и светское искусство XVI – начала XX века» | Музей Новый Иерусалим
• Уважаемые посетители! С 23 по 27 сентября музей работает до 16.00. Для гостей фестиваля экспозиции открыты с 17.30.
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Обзорная экскурсия по экспозиции «Русское искусство. Церковное и светское искусство XVI – начала XX века»
Сборные обзорные экскурсии по постоянной экспозиции «Русское искусство. Церковное и светское искусство XVI — начала XX века» состоятся по четвергам и пятницам в 18.30.

Экспозиция включает произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, большая часть которых поступила в собрание музея в довоенное время, а точнее, в 1920–1930 годы. Коллекцию составили произведения живописи, графики и скульптуры, предметов мебели, художественной бронзы, стекла и фарфора.

На экскурсии посетители узнают о XVIII столетии, которое справедливо считают веком портрета. В эпоху глубоких преобразований и становления светской культуры активная, деятельная личность стала основным объектом искусства. Идеалы нового времени воплотились не только в мужских, но и в женских образах, наглядным примером тому служит один из самых ранних портретов собрания — «Портрет княжны Смарагды (?) Марии (?) Кантемир» художника И. Н. Никитина.

Во второй половине XVIII века, наряду с парадным портретом, получил широкое распространение жанр камерного портрета. Его отличает композиционная простота, отсутствие аксессуаров, сосредоточенность художника на изображении лица портретируемого. Блестящий расцвет этого жанра связан с именем Ф. С. Рокотова, произведения которого также можно увидеть в экспозиции выставки.

В это же время широкое распространение в России получил скульптурный портрет. Русское общество предстает в работах одного из лучших мастеров скульптурного портрета Ф. И. Шубина. В музейном собрании хранится мраморный бюст А. М. Голицына работы Шубина, а также два бюста скульптора Я. И. Земельгака, работавшего в мастерской Шубина и испытавшего его влияние на свое творчество.

Посетители выставки смогут узнать и о творчестве иностранных мастеров XVIII–ХIХ веков, работавших в России, так называемой «россике». Шведскому художнику Александру Рослину, жившему в России в 1775–1777 годах, приписывается ряд портретов из собрания. Лучший из них — портрет Захара Григорьевича Чернышева.

Усадебное происхождение коллекции определяет специфику представленных произведений первой половины XIX века. Классическим дворцовым парадным портретом в собрании музея является «Портрет княгини М. Ф. Барятинской с дочерью Ольгой» кисти французского художника Робера Лефевра.

Искусство первой половины XIX века отражает разные направления. С романтическими настроениями, существенными для русской культуры первой четверти XIX столетия, связан портрет С. М. Голицына выдающегося живописца В. А. Тропинина, «Портрет неизвестной» Николая Аргунова демонстрирует наметившийся в эти годы процесс демократизации искусства, который выразился в расширении социального круга портретируемых, в возрастающем интересе художников к передаче частной жизни человека.

Музейную экспозицию также украшает мебель XVIII и XIX веков и лучшие образцы из собрания русского фарфора и стекла.

Небольшой раздел пейзажной живописи дает возможность на единичных примерах проследить почти все этапы развития жанра. Романтический настрой, в целом характерный для творчества М. Н. Воробьева, ощущается и в его «Итальянском пейзаже». Понимание Воробьевым пейзажа как сочиненного, возвышенного, оказало воздействие и на его прославленного ученика, выдающегося русского мариниста И. К. Айвазовского. Поэтика обыденного утверждается в реалистических пейзажах А. К. Саврасова. В музее хранится позднее произведение мастера, написанное в конце 1880 — начале 1890-х годов.

Обращение к светлым сторонам жизни, к так называемой теме «отрадного», становится характерной чертой искусства рубежа XIX–XX века. Необычайной выразительностью отличается «Портрет И. Ф. Тюменева с женой» А. П. Рябушкина. Блестящим образцом искусства, связанного со стилистикой модерна является «Портрет А.Б. Высоцкой-Готц» работы Л. О. Пастернака.

С русским искусством начала ХХ века неразрывно связано творческое наследие художника К. И. Горбатова (1876–1945), значительную часть жизни проведшего за рубежом. Работая до 1922 года в России, Горбатов прославился как «певец русской старины». «Зимний пейзаж с церковью», представленный в экспозиции, создан мастером уже после отъезда из России.

Помимо светского искусства в обновленной Художественной галерее широко представлены различные по времени и месту создания иконы. Задача этого тематического блока — рассказать об иконах разного назначения, об эволюции иконописи как искусства от Средневековья до Нового времени.

Стоимость сборной обзорной экскурсии по будням: 650 рублей — для граждан РФ, 500 рублей — для льготных категорий граждан (школьники, студенты, пенсионеры), обязательно предъявление документа, дающего право на получение льгот. Входная плата включает проход на постоянные экспозиции музея. Справки по телефону: +7 (498) 314-02-30.