Размер шрифта Цветовая схема Изображения

Выставка "Любимые мотивы"


«Любимые мотивы» - название первой выставки, открывающейся в этом году в музее «Новый Иерусалим». Открытие состоится 25 января, в Татьянин день, в 14 часов в Выставочном корпусе музея.

Обращение к устойчивым темам – одна из особенностей искусства конца XIX - XX века. Пейзажи таких известных живописцев как М.В. Нестеров, П.И. Петровичев, А.И. Степанов, К.И. Горбатов, которые можно увидеть на выставке, демонстрируют привязанность мастеров рубежа позапрошлого и прошлого столетия к национальной тематике.  Изображение русского пейзажа с полями, перелесками, церквами, покосившимися избами становится излюбленным мотивом их творчества.

Эта тематика неисчерпаема и продолжена художниками следующих поколений: сельские пейзажи, тихая русская провинция, виды старых русских городов предстают на полотнах Марии Ломакиной, Евгения Казарянца, Льва Снегирева, Виктора Скалкина, Ирины Покладовой.  Сельские мотивы проходят через все творчество Анатолия Слепышева. В своих картинах он выходит на высокий уровень обобщения, добиваясь почти знаковости изображения.

Обращаясь к одним и тем же мотивам, художники часто работают как бы «для себя», но при этом их картины заключают в себе яркие приметы времени.  В 1930-е - 1950-е годы почти все мастера любили писать цветочные натюрморты. Что стояло за этим? Возможно, просто стремление к красоте, к свободе, после войны - радость победы, а скорей всего и то, и другое, и третье. На выставке этот жанр представлен широко и охватывает самую широкую хронологию: от 1910 годов до наших дней.  «Цветы» А. Кольцовой - Бочковой, М. Ломакиной, А. Ястржембского, Н. Сорокиной и других мастеров вряд ли оставят равнодушным зрителя.

Частыми мотивами изображения были и остаются московские пейзажи.  Изображения высотного здания ученицей Р.Фалька Р.Рабинович, которые она писала из своего окна, сретенские переулки Ирины Юдиной, знакомые каждому, но по-своему увиденные «кремлевские» пейзажи Александра Подколзина, виды и сценки, запечатленные Алексеем Громовым в районе парка Дубки, - все это передано художниками с особым любовным отношением к городу.

Московская тема показана на выставке во всем многообразии: характерное для Игоря Купряшина поэтическое видение органично накладывалось на красоту и поэзию пейзажей Коломенского, в середине 1970-х годов только начинал застраиваться район Чертаново, память об этом несут картины Александра Царева. Суровые урбанистические виды Владислава Ратнера, «Промзоны» Татьяны Марковой, улицы старой Москвы Ирины Марц (ее блистательные по живописи пейзажи только недавно были переданы художницей в дар музею) - на всем лежит печать творческой индивидуальности мастеров.

К теме Москвы не раз обращался и Александр Волков. В отдельных московских пейзажах художника, родившегося и получившего свои первые живописные впечатления в Ташкенте, чувствуется взгляд стороннего наблюдателя. Такой взгляд запечатлел особую напряженность жизни большого города в картине «Москва».  Но, безусловно, как для А. Волкова, так и для его друга и единомышленника Е. Кравченко устойчивыми мотивами творчества стали восточные мотивы, которые также являются сквозными для русского искусства.

На протяжении всего прошлого столетия художники любили обращаться к южным мотивам. «Алупка» и А. Сегала, «Крымские горы» Д. Гуревич, «Кавказ» Ю. Ларина - все эти темы вдохновляли и продолжают вдохновлять многих мастеров.

Мотивы изображения в искусстве второй половины XX – ХХI века многообразны: самые простые предметы, металлические детали, часто отслужившие свой век вещи стали объектами творчества известного мастера Андрея Гросицкого.  Последовательность в разработке своей темы отличает и молодую художницу Юлию Малинину, сумевшую увидеть особую красоту и значительность в архитектуре промышленных зданий. Работы Малининой совсем недавно пополнили фонды музея. 

 

Купить билет